Дислексия

  ср., 23.10.2013

Дислексия (нарушение чтения)

 

Дислексия

 Описание: 

В настоящее время нет общепринятого определения дислексии. Одно из определений предложено Международной ассоциацией дислексии (IDA): 
Дислексия — это вид специфического нарушения обучения, имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторично возникают нарушения понимания текста, дефицит читательского опыта и словаря. 
Исторические факты. Термин "дислексия" введён офтальмологом Рудольфом Берлином (Rudolf Berlin) в 1887 году. Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были проблемы в обучении чтению и письму, несмотря на отсутствие каких-либо интеллектуальных и физических отклонений.

Симптомы Дислексии:

Дислексия — сложное для диагностики расстройство. Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы. 

Виды дислексии: 

      1. Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников.   Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла. 
      Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш). 
      Отмечается также: 
- побуквенное чтение; 
- искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.) 

      2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звуко-слогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения   воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения). 

      3. Аграмматическая дислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой форме дислексии наблюдается: 
- изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»); 
- неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»); 
- изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени. 

      4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И). 

      5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Причины Дислексии:

Многочисленные исследования с помощью современных методов нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и др.) доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга, а именно задняя часть левой средней височной извилины, у таких людей функционально менее активны, чем у исследуемых без нарушений чтения. 
Как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной обусловленностью. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. В результате проведенных исследований доказано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцовых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %) Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 %. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии. Они расположены в хромосомах № 1, 6 и 15.

Лечение Дислексии:

Коррекция дисграфии и дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить эти   расстройства. 

Большинству детей невозможно поставить диагноз до 8-9 лет. Если бы была возможность диагностировать данное заболевание на более раннем этапе – им могла бы быть предоставлена дополнительная помощь еще до того как дети начнут испытывать трудности в учебе. Это означает что родителям необходимо работать вместе со школой для того чтобы быть уверенными в том что дети получают необходимую помощь. 
Необходимо проводить ранние тренировки с фонемами, которые помогают дислексикам лучше читать. Это специфический тип языковой подготовки направленный на звуковую структуру слова, а не просто на общие навыки чтения. Существует программное обеспечение позволяющее замедлять или растягивать звучание слов, помогая детям практиковаться раскладывать слова на фонемы. 
Кроме того, у дислексиков могут возникнуть проблемы с длинными или новыми словами. Им трудно освоить механическое запоминание так как им нужны контекстные ключи для того чтобы понять значение слова. Поэтому, таким людям гораздо труднее проходить тестирование при обучении и многие школы ввели такие форматы тестов, которые позволяют справедливо определять их знания, обеспечивая вопросы и ответы контекстом. Пример таких тестов – это эссе или устный экзамен. 
Дислексики часто чувствуют себя очень уставшими поскольку чтение отбирает у них куда больше сил нежели у здоровых людей. Многие школы предоставляют им больше времени для выполнения экзаменов для получения справедливой оценки изученного.

 

Консультацию подготовила: Т.В. Нохрина,  учитель - логопед

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 167 города Тюмени
625022, г. Тюмень, ул. Газовиков, 21
Телефон: 8 (3452) 47-75-34, тел./факс (3452) 47-75-33
Эл. почта: ds167@mail.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»