Концепция

Ни один ребенок не рождается гением, и ни один -  дураком.

Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.

Масару Ибука

  Актуальность использования метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Происходящие изменения в обществе и принятый стандарт дошкольного образования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. В условиях модернизации дошкольного образования воспитание творческих и интеллектуальных способностей становится одним из главных направлений в работе с детьми.

Актуальность работы обусловлена необходимостью формирования интеллектуальных способностей  через способность  межполушарного взаимодействия. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и в создании условий для формирования новых возможностей искомых психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы. Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

Новизна данного опыта состоит в применении комплексного и системного  подхода в осуществлении интеллектуального развития через метод кинезиологии. А также эту задачу помогает решать применение нетрадиционных пособий.

Для реализации этих целей я работаю по теме:  «Использование кинезиологии как средства развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Идея применения метода кинезиологии в развитии интеллектуальных способностей дошкольников требовала теоретического обоснования, изучения литературы и научных подходов по избранной теме. Познакомившись с книгами Т.Т. Хризман и В.Д. Еремеевой «Мальчики и девочки. Два разных мира», Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников», А.В. Семинович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», я нашла подтверждение тому, что используемые мною игры и кинезиологических упражнения – ценнейший инструмент в развитии дошкольников.

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Это наука о движении мыслей, чувств, мышц тела человека.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.

Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих процессов головного мозга.

Выше упомянутыми учеными было доказано, что под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.  Что данная кинезиологическая  методика позволяет выявить скрытые способности ребенка дошкольного возраста  и расширить границы возможностей его мозга.

Дети в моей группе с удовольствием занимались кинезиологическими упражнениями. Почему?

А ведь как интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам. Такие стимулы очень  заинтересовали моих детей и они с радостью восприняли новшества в обучении и применении этих кинезиологических упражнений.  Кроме того, дети выполняя упражнения всегда знали, что они помогают им лучше думать, быть внимательными, лучше запоминать.  Да и игровой момент развития интеллекта давало больше пользы, чем наскучившие  методы обучения тем или иным навыкам и умениям.

         Наши воспитанники очень разные, есть двуязычные дети , которым очень тяжело понимать значение слов и действий. А метод кинезиологии помогает таким детям через движения развиваться во всех направлениях.

Исходя, из изученного материала  была поставлена цель моей педагогической деятельности - формирование интеллектуальных способностей, сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста через применение метода кинезиологии.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1.Способствовать положительной динамике формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

2.Развивать познавательный интерес к здоровому образу жизни.

3. Формировать необходимость  ребенка самостоятельно применять эти упражнения в свободной деятельности.

Практическая значимость опыта работы заключается в том, что разработанная система игр и упражнений с использованием кинезиологических упражнений, направленных на формирование у дошкольников полноценной речи, интеллектуальных способностей, может быть использована в работе с детьми как учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями групп и родителями.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

 • занятия проводятся утром;

 • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

 • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

 • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

 • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

 • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

 • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

  Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания усложняются, объём заданий увеличиваться, наращивается темп выполнения заданий. Время проведения 3 – 5 минут, в общей сложности это составляет 15-20 минут в день. Каждое упражнение делается от 30 до 60 секунд. Движения, которые были сделаны для одной стороны тела, необходимо проделать три или более раз для другой стороны. Основным требованием является точность выполнения специальных движений и приемов

Целесообразно включать кинезиологические упражнения практически в любое занятие всех пяти образовательных областей.

  Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Чем выше у ребенка способность к обобщению, тем быстрее он приобретает возможность мыслить абстрактно. А переход к абстрактному мышлению обозначает совершенно новый, качественно более высокий уровень развития интеллекта ребенка, характеризующийся, как правило, высоким показателем речевой активности, используемой в качестве инструмента получения и передачи информации, знанием и применением логических приемов, способностью ребенка формировать суждения и некоторые умозаключения.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи ребенок будет и инициативным и самостоятельным. Это позволит ему легче адаптироваться в социальной жизни.

     К интеллектуальным чувствам относятся: любопытство, любознательность и удивление. И поэтому если взрослые будут стараться добиваться от детей только усвоения знаний, умений и навыков, а не учитывать, какие чувства вызывает то или иное задание, то вся работа эта будет впустую. Вот тогда мы и наблюдаем недоразвитие психических параметров, что в дальнейшем сказывается на общем развитии ребенка

     В развитии интеллекта общими причинами недоразвития являются: инертность, тугоподвижность  нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствие целеноправленных действий, снижения интереса к окружающему; низкий уровень ориентировочной деятельности, недоразвитие моторики. С этим связано ограничение практического чувственного опыта; недостаточная деятельность, несовершенствование  взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта; позднее и нарушение речи ( бедность словаря, трудности  в формировании собственных высказываний, непонимание обращенной речи.

Для ее удачной реализации нам понадобится немного: всего лишь необходимо увлечь ребенка применением кинезиологических упражнений, разыгрывая сказочные и бытовые ситуации, а затем, постепенно усложняя правила игры, вводить реализацию логических задач как поставленную необходимость

     Уже со старшего дошкольного  возраста главной задачей я ставлю интеллектуальное развитие через метод кинезиологии  и сохранение индивидуального в ребёнке.  Кинезиология - это наука  о развитии межполушарного взаимодействия. Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет детям воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение с взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.

     Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.

     Учитываю особенность периода от 5-7  лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формирую такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Целью является прежде всего установление с детьми личностного эмоционального контакта и делового сотрудничества. Вначале, для того чтобы заинтересовать детей я применяла различные игровые задания на карточках, обыгрывала игрушки.

Каждое занятие начинается с игрового или сюрпризного момента. Даже для детей старшего дошкольного возраста это всегда  становится для них сюрпризом Много ли ребенку надо, чтобы почувствовать любопытство , а затем и желание участвовать в этом процессе- выполнении кинезиологических упражнений.

Игрушка нужна для того, чтобы привлечь внимание к выполнению заданий. Перед детьми ставится познавательная задача, например, найти для Золушки проход в лабиринте, чтобы она могла попасть на бал. И для этого, чтобы руки работали ловко, я предлагаю им вначале помассажировать каждый пальчик, потом уже выполнить упражнение – например, «кулак-ребро- ладонь». После такой тренировки внимание активизируется, и дети без труда выполняют задание с лабиринтом на карточке.

Я использую на занятиях такие приемы как подражание, действия по образцу, выполнение задания по словесной инструкции. Так, например, вначале, когда учим упражнение, то я применяю эти приемы, а потом усложняю задачу - ставлю ширму, и дети, не видя моего лица, а слушая только мой голос, начинают выполнять мои инструкции. Это очень тяжело для детей с нарушенным слуховым вниманием. Но  когда эти приемы мы применяем  постоянно, то детям становится легче, и они начинают внимательно прислушиваться к интонации, и выполняют упражнения точнее.

В своей работе с детьми  я использую следующие кинезиологические методы:

Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

Гипертонус – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.

Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.

Дыхательные упражнения.

Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Глазодвигательные упражнения.

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.  Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.

Телесные упражнения.

При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания.  При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.

Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи. (морфологическое и функциональное  формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Массаж

Особенно эффективным является массаж  пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

 

Оценивая результаты, необходимо отметить, что дети, с которыми систематически проводились занятия и  которые развивали свое межполушарного взаимодействия систематически в разных видах деятельности, показали наиболее яркие достижения в развитии интеллектуальных способностей. Эффективность предлагаемых игр и упражнений по кинезиологии подтверждена на практике в течение 2- лет

Дети  научились проявлять  себя естественно, не стесняясь выражать свои чувства, мысли и эмоции. В процессе воспитания и общения со взрослыми одновременно приобрели способность к творческому самовыражению. В процессе проведения коррекций  у детей с эмоциональными проблемами  восстановилась  изначальная  простота, естественность и свобода  самовыражения. Таким образом у детей восстанавливается нормальное течение природной энергии в организме и  они начинают свободно проявлять изначальный творческий потенциал. Творчество помогает детям  выразить  свои зажатые чувства и эмоции, разрядить тот негативный заряд, который в них находится.

Движения детей уже носят произвольный и направляющий характер. Они самостоятельно различают виды движений, умеют выделять их отдельные элементы, пытаются обсуждать результаты своих действий. У многих проявляется интерес к результатам выполнения задания, они прилагают волевые усилия для преодоления трудностей. И активизируется познавательная активность, стремление действовать. Дети проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе выполнения кинезиологических упражнений

В результате работы выработалась система отслеживания динамики не только развития  интеллекта, но и эмоциональных состояний детей. Это позволило родителям и педагогическому коллективу нашего детсада обеспечить условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его психологического здоровья.

Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. В дальнейшем эти дети успешно обучались не только в простых школах, но и гимназиях, лицеях нашего города. Мой опыт развития интеллекта с помощью применения кинезиологических упражнений применяется на практике уже 2 года. За это время методика помогла огромному количеству детей освоить учебные навыки, значительно улучшить результаты развития интеллектуальных способностей, укрепить психологическое здоровье.  По опросам педагогов в школе, наши выпускники, прошедшие со мной эту методику учатся в школе на хорошо и отлично. Родители делятся впечатлениями от того, что, применяя кинезиологические упражнения, дети стали усидчивее, внимательнее, могли легче преодолеть стрессовые ситуации, исчез страх перед различными действиями  и предстоящей учебой в школе у тревожных детей. И даже  в общении смогли преодолеть трудности со своими сверстниками. А учителя отмечают организованность и творческую раскованность детей. Дети, применяющие эти упражнения  стали смышленее и любознательнее. У них исчезло раздражение, взаимное недовольство, обиды. Применяя кинезиологические упражнения  для развития интеллекта, родители  свидетельствуют, что это не просто реальный способ помочь ребенку лучше учиться в будущем, но и путь развития его личности, раскрытия ее возможностей в различных сферах человеческой деятельности.

Применение этого опыта поможет научить детей лучше и с удовольствием обучаться, и не только смягчит, сделает радостными взаимоотношения в семье, но и поможет раскрыться личности ребенка. Со временем взрослые заметят его прогресс в самых разных сферах деятельности, свободу в движениях, большую открытость, выразительность. На смену былой зажатости, скованности и постоянным сомнениям в себе самом придет стремление к самовыражению и умение достичь этого. Это скажется и в развитии интеллекта. Ребенок становится любознательным, самостоятельным и инициативным в принятии решения и рассуждениях.

   Обогащение предметно-развивающей среды

 • Разработка картотек «Кинезиологические игры», «Кинезиологические упражнения»

• Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»

 Взаимодействие с дошкольниками

 • Подбор кинезиологических упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

• Составление циклограммы на год по использованию кинезиологических упражнений в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности.

• Включение кинезиологических упражнений в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.

• Создание игровых ситуаций, с использованием иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки».

• Работа с иллюстрированной картотекой «Кинезиологические упражнения».

 Взаимодействие специалистов дошкольного  образовательной учреждения

 Для эффективного  использования кинезиологических упражнений является правильное организованное взаимодействие специалистов детского сада.

В своей работе логопед использует  кинезиологические упражнения   ни только в виде физкультминуток , но и как самостоятельную часть занятия.

Взаимодействие с музыкальным  руководителем  позволяет  отметить, что  наиболее эффективное воздействие метод кинезиологии оказывает на такие музыкальные показатели как:  эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальное мышление, и, конечно, способствует развитию специальной музыкальной способности - координации движений.

Инструктор по физической культуре, решая физкультурно — оздоровительные задачи, дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность направленную на сохранение здоровья детей, реализую комплекса профилактических, воспитательно- образовательных, оздоровительных мероприятий, использует  в  процессе физического воспитания дошкольников известные физкультурно-оздоровительные методики  и инновационные технологий, в частности использует кинезиологические упражнения.

Воспитатели в течение дня на своих занятиях и  в  свободной  деятельности  закрепляют  кинезиологические  упражнения,  которые позволяют настроить детей на активную работу межполушарного взаимодействия. От такой совместной работы у детей наблюдается положительная динамика не не только в развитии  интеллекта,  но  и  в  усвоении  методов  выполнения  упражнений,  а  также  применении их в играх, соревнованиях, различных праздниках. Воспитатели используют кинезиологические упражнения  во время игрового самомассажа;   пальчиковой гимнастики;     динамических пауз; в подвижных играх;  в дыхательной  гимнастике; в     бодрящей  гимнастике после сна; в физкульт – минутках.  Во всех режимных моментах :   во время прогулки на свежем воздухе в любое время года; утренняя гимнастика; культурно- гигиенических навыков.

 Взаимодействие с родителями.

 Для  достижения  положительных  результатов  в  развитии  ребёнка  невозможно

ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители -самые

заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, воспринимается родителями положительно. Среди родителей пропагандирую использование кинезиологических упражнений для занятий с детьми в домашних условиях. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с условиями выполнения кинезиологических упражнений. Использую в работе с родителями проведение тематических консультаций по разным направлениям развития ребенка. 

        Единство  требований,  скоординированная  деятельность  воспитателя  и  родителей, направленная на всестороннее развитие  ребёнка, даёт возможность добиться хороших результатов  в развитии дошкольника. Важно найти такую форму общения с родителями, которая обеспечивает и взаимопонимание, и поддержку в решении различных проблем, касающихся воспитания и развития их детей. Поэтому я отбирала такие формы работы с родителями,  которые  позволили  строить  отношения  на  принципах  взаимоуважения, личной заинтересованности, индивидуального подхода.

Для эффективной  работы с родителями использую нетрадиционные формы взаимодействия:

 1.      Сайт детского сада- консультации для родителей.

2.      Фотовыставки, фотомонтажи - «Кинезиология в повседневной жизни»,

3.      Проведение акций-« Придумай новое упражнение », «Научи друга быть умным»

4.      «Почта доверия»-  «Что мы приобрели  используя кинезиологические упражнения».

5.      Мастер-классы - «Зарядка для ума и тела»

6.      Круглый стол. «Что такое – кинезиология?»

7.      Презентации. «Роль кинезиологии в оздоровлении и интеллектуальном развитии дошкольников»,.

8.      Выпуск семейных газет и плакатов. «Кинезиологические упражнения – это просто и весело».

9.      Проведение тренингов и деловых игр -  «Использование кинезиологических упражнений на занятии и в свободное время»; «Методы и приемы кинезиологических упражнений».

10.    Совместные прогулки и экскурсии.

11.    Брошюры, листовки и буклеты -  «Кинезиологические игры», «Кинезиологические сказки».

12.    Выставка семейных реликвий.

Родителями так же оказывается помощь педагогу: в создании картотеки «Кинезиологические упражнения»; в создании иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»

Метод распространения педагогического опыта выбрала в форме выступления на педагогическом совете, с сопровождением дидактических пособий, планов, комплексов кинезиологических упражнений, конспектов занятий, консультаций для родителей; мастер-классы для педагогов, где раскрываю концептуальные идеи своей педагогической системы, передаю способы деятельности, приемы и методы, технологию.

В результате применения комплексного подхода в осуществлении коррекционной работы с активным применением нетрадиционных способов развития интеллекта наметилась положительная динамика в развитии интеллекта и психических процессов у детей с помощью упражнений и игр на развитие межполушарного взаимодействия.

 Эти наблюдения подтверждают и данные мониторинга детского развития. По всем показателям детского развития видна положительная динамика.

 Диагностика уровня развития межполушарного взаимодействия.

 Старшая группа 2015-2016 учебного года

 Высокий уровень - 9%, средний уровень – 22%, низкий уровень – 69%

 Подготовительная группа 2016-2017 учебный года

 Высокий уровень - 18%, средний уровень – 32%, низкий уровень – 50%

 Так как органической частью интеллектуального развития являются познавательное развитие, то их диагностика позволит, судит так же об уровне развития интеллектуальных способностей.

 Динамика уровня познавательного развития

Старшая группа 2015-2017 уч. год : Высокий уровень - 9%, средний уровень – 41%, низкий уровень – 50%

 

Подготовительная группа 2016-2017 уч. год: Высокий уровень - 18%, средний уровень – 45%, низкий уровень – 37%

 

Таким образов, видна положительная динамика уровня развития межполушарного взаимодействия, динамика уровня познавательного развития.

Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми, можно утверждать,  что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.  На мой взгляд, видны следующие результаты: снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее; улучшились навыки самообслуживания; развивается устная речь; формируется логическое мышление; улучшаются коммуникативные навыки; улучшаются внимание, память, воображение.      Воспитанники овладевают основными  логическими  приемами : классификация, обобщение, сериация, аналогии, систематизации.  Дети стали более активны, инициативны, работоспособны, уверены в своих силах и возможностях, эмоционально благополучны. Улучшились графические навыки.

Используемая  литература:

 

1.            Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985.

2.            Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.

3.            Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.

4.            Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989.

5.            7. П.Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М.Масгутовой, Москва, 1997 г.

6.            . В.Д. Еремеева «Мальчики и девочки – два разных мира», «Линка – пресс», Москва, 1998 г.

7.            Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002.

8.            Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.

9.            Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984.

10.          Сиротюк А.Л.  «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г.

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 167 города Тюмени
625022, г. Тюмень, ул. Газовиков, 21
Телефон: 8 (3452) 47-75-34, тел./факс (3452) 47-75-33
Эл. почта: ds167@mail.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»