Постучитесь в мир особого ребёнка

  пт., 06.01.2017

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка – допускает лишь своих?

 

С введением инклюзивного образования в России, в массовых группах детского сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Как показывает практика, и воспитатели, и специалисты, и родители особых детей сталкиваются с множеством проблем в организации развивающего, образовательного и воспитательного процесса, что в свою очередь отражается не только на качестве образования, но и на состоянии эмоционального микроклимата внутри ДОУ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ весьма неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья полноценного образования «с младых ногтей» является одним из основных  и неотъемлемых условий их успешной социализации в обществе и самореализации в последующей жизни.

Для оптимального осуществления интеграции на рубеже дошкольного детства очень важно соблюдать особые условия воспитания и обучения детей с ОВЗ. В ходе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.

Задача педагогов, воспитателей, родителей заключается в содействии  детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки и могут наравне со сверстниками расти, развиваться, добиваться новых, ранее не доступных им в одиночку достижений. А для этого необходимо общаться с детьми, учить ребёнка думать, размышлять, сопереживать, делясь с ним своим теплом и вниманием, ненавязчиво и мягко подталкивать именно на ту тропинку развития, которая в будущем поведёт неуверенного в себе ребёнка по широкой и прямой дороге открытий.

Педагоги нашего детского сада не только стараются сделать доступной среду детского сада для детей с особыми потребностями, организовать образовательную деятельность в соответствие с рекомендациями педагогов-практиков, но и не забывают, что в первую очередь работа должна быть системной и целенаправленной.

При организации работы с детьми педагоги обязательно включают во взаимодействие не только всех специалистов детского сада, но и родителей, поскольку в сопровождении самореализации дошкольника первична опора на его индивидуальный потенциал. Воспитатели тактично и мягко работают над созданием единого сообщества, объединяющего всех взрослых и детей.

Именно одним из таких  направлений  является субботняя «Школа заботливых родителей», где и прошла очередная встреча родителей, детей, педагогов корпуса №1. Стоит отметить, что на этих мероприятиях родители являются активными участниками, а не просто сторонними наблюдателями и  гостями дошкольного учреждения. Вместе с детьми,  мамы и папы постигали азы звукового анализа и синтеза, основы грамоты,  развивали математические способности и путешествовали по временам года. Родители были приятно удивлены, как много знают и умеют их, как, казалось бы, ещё малыши!


Но не только родители открывают в своих детях невидимые ранее грани детского пытливого ума и достаточно глубокого для дошкольного возраста уровня знаний. Педагоги начального звена школы также отметили насколько серьезные знания получают дети при знакомстве со звуками и буквами, на прошедшем в рамках сотрудничества между детским садом и школой, мероприятии «Навстречу друг-другу». По уже сложившейся традиции в гости пришли учителя школы № 62, педагог-психолог Соснина Татьяна Витальевна и учитель начальной классов Перепечаева Светлана Николаевна. Педагоги школы побывали на открытом занятии учителя-логопеда Яшкиной Е. Н. Деятельность протекала в традиционной форме, что также помогает детям сформировать понятие о поведении на уроке. Педагоги отметили, что приемы и методы по обучению грамоте четко перекликаются со школьными требованиями, видна преемственность в работе детского сада и школы.


Каждый, переступающий порог нашего детского сада отмечает, как много фотографий, рисунков, детских работ расположено по стенам коридоров и фойе.   Ещё бы! Столько талантливых ребят собралось в чудесной стране детства, под крышей детского сада «Звоночек»! Это ещё одна добрая традиция - проводить различные выставки рисунков и поделок, созданных руками мам, пап и воспитанников.

Казалось бы: «Что можно сделать с обыкновенной буквой?» Написать? Сложить в слова?  Нет предела фантазии и оригинальности, проявленной на этот раз при подготовке к выставке «Весёлый алфавит», родителями и воспитанниками старших групп! Поражает многообразие работ и фантазия авторов! Это – вышивка, лепка, вырезание букв, наклеивание, работа с тестом, с глиной, и даже выпиливание из дерева и выпекание в виде пряника! Очень порадовало, что родители и ребята откликнулись с большим энтузиазмом и поддержали идею создания букв своими руками. Каждый, конечно же, хотел показать во всей красе именно «СВОЮ» букву, то есть ту, с которой начинается его имя. А кто то имя и целиком изготовил. Есть работы – головоломки, в которых спрятались несколько букв сразу, а есть интересные поделки, где просто спряталась буковка – попробуй, отыщи! Выставка букв, оказалась не только очень познавательна для детей, ведь таким образом они действительно быстро запомнят буквы, но и имеет неоценимое значение для семейного воспитания, так как совместная деятельность ребенка и родителей обязательно даст свой результат: благодарность за помощь, гордость за своих маму и папу, чувство сплоченности…


На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед воспитателями, является знакомство детей с художественной литературой, многообразными её жанрами. С  раннего возраста закладывается любовь к художественному слову. Ребята с удовольствием учат стихотворения, Однако,  изначально  не у всех ребят есть возможность прочесть  выученные стихи. Как правило, шанс выступать на праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, с чистым произношением звуков. Детям, имеющим нарушения речи, меньше перспектив для проявления своего таланта. Всякий ребенок индивидуален, самобытен и всякий нуждается в признании. Поэтому, ежегодно в  Тюмени проходит конкурс среди дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Маленькие огоньки большого детства». Организатором выступает Информационно-методический центр города Тюмени. Впервые конкурс был проведен в прошлом году, но уже смог завоевать популярность среди юных артистов. Наш детский сад достойно представил воспитанник логопедической группы Ячменьков Роман, артистично декламировший стихотворение Агнии Барто «Медвежонок невежа». Непосредственность и яркость исполнения позволили ему выйти в финал и выступить на гала-концерте, который состоялся 24 ноября. И хотя волнение чуть было не сыграло злую шутку, Роман, как настоящий артист заявил своему педагогу, учителю-логопеду Савельевой О. А.: «Я не ждал подсказки, я же читал для ребят!». Вот такие необыкновенные дети воспитываются и воспитывают нас, взрослых, в нашем детском саду!

 

У каждого из нас в жизни есть уникальный период, на протяжении которого формируется здоровье и осуществляется всестороннее развитие личности. Это дошкольное детство. Это не только период индивидуализированного развития как самостоятельной личности, но и отрезок времени, в течение которого ребёнок находится в абсолютной зависимости от находящихся вокруг его взрослых.  Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения к своим проблемам, потребностям. А окружающие взрослые, мягко, но со знанием  важности осуществляемого воздействия на коррекцию проблем дошкольника действовали, помогая ребёнку развиваться в верном направлении. Важно помнить, что в хрупких руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.

 

учитель-логопед  Савельева О. А.

учитель-логопед  Яшкина Е. Н.

на сайт разместила Щеткова И.А. 

 

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 167 города Тюмени
625022, г. Тюмень, ул. Газовиков, 21
Телефон: 8 (3452) 47-75-34, тел./факс (3452) 47-75-33
Эл. почта:
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»