В августе стартовал проект «Зеленый патруль». Проект направлен на более углублённое изучение воспитанниками комнатных растений. В проекте участвуют две старшие группы: №13 «Дюймовочка» и №9 «Дружная семейка».
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у детей, прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности.
Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности. В современном мире лечение цветом – цветотерапия стала очень популярна.
Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которые воздействуют на окружающий мир. Все растения, находящиеся в доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений.
Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.
При непосредственной поисково-познавательной деятельности с детьми была проведена работа, направленная на изучение растений, как живых организмов. В частности проведены беседы о дыхании, питании, развитии, размножении и потребностях зеленых питомцев.
Для проекта были изготовлены эмблемы «Зеленый патруль». Дети с удовольствием надевали жилеты и косынки, чтобы патрулировать холл нашего любимого сада, в котором живут цветы.
Сначала дети оставались пассивными наблюдателями, испытывали трудности в понимании правильного ухода (поливе, рыхлении, опрыскивании и т. д.). После совместного ухода дети заинтересовались данной темой. Научились различать комнатные растения, называть их, правильно ухаживать - рыхлить почву, поливать, протирать листья, опрыскивать. Узнали, что комнатные растения приносят пользу - очищают воздух, выделяют кислород, лечат и радуют своей красотой, разнообразием и неповторимостью.
С детьми групп был проведен опыт «Для чего корешки?».
В котором было наглядно показано, что корешок растения всасывает воду, уточнена функция корней растения. Дети с удовольствием участвовали в процессе посадки молочая, отмечая, что корни закрепляют растение в земле.
Рассматривая сочную зелень при поливе растений, выясняли, что вода попадает в растение не только из корешков, но и из листьев с помощью маленьких отверстий
Предположения подтверждаются при рассматривании листьев через лупу. Сжимаем пальцами лист, выясняем, что в нем есть вода, поэтому вода жизненно необходима.
Опыт «Хватает ли света и воды?» Воспитатель обращает внимание детей на прямую зависимость растений от перечисленных выше факторов.
По завершении опыта спустя три недели дети убедились, что вода и свет жизненно необходимы нашим зеленым питомцам.
На начальном этапе проекта были привлечены и родители воспитанников групп №№ 9 и 13.
Итоги анкетирования родителей на тему:
«Что Вы знаете о комнатных растениях?»
Перед реализацией проекта «Зеленый патруль» я провела анкетирование с родителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 83 % человек.
100% опрошенных ответили, что любят природу и комнатные цветы в частности. Почти во всех семьях есть комнатные растения.
На третий вопрос 90 % родителей ответили, что ребенок принимает посильное участие в уходе за растениями, элементарные навыки по уходу у детей имеются.
Отвечая на четвертый вопрос анкеты, 70 % родителей ответили утвердительно, дети смотрят передачи о животных.
На пятый вопрос 100 % ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном и растительном мире, но 5 % ответили, что ребенка они не заинтересовали.
На шестой вопрос 75 % родителей ответили, что по мере своих сил они поддерживают интерес ребенка: отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатными растениями, домашними питомцами (покормить аквариумных рыбок, насыпать корм попугаю, налить воды хомячку). 50 % заявили, что повесили кормушки во дворе дома и регулярно подкармливают птиц.
На седьмой вопрос 80 % родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний, 20 % - затруднилось с ответом.
По итогам анкетирования я сделала вывод, что родители заинтересованы в реализации моего проекта и готовы помочь в его осуществлении.
Итоги
диагностики детей старшей группы по теме
«Комнатные растения».
На первом этапе моего проекта мною была составлена и апробирована диагностика детей старшей группы. Я выяснила, что запас знаний детей по теме «Комнатные растения» не большой. Затруднения были в ответах на третий вопрос («Узнай и назови растения по цветку»), на шестой вопрос («Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?»).
По итогам диагностики выявила:
Низкий уровень - 12 % детей,
Средний уровень - 64% детей,
Высокий уровень - 24 % детей.
По окончании проекта предполагается повторная диагностика детей.
Хочется надеяться, что данный проект поможет детям больше узнать об окружающем их растительном мире, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.
Материал подготовлен воспитателем Акининой М.Ю.
Размещен Кинзебулатовой Г.Ш.