Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания.
Также сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Несмотря на это, наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Данное дидактическое пособие является многофункциональным. Разработано она в формате многозадачности. Умелое применение дает возможность использовать этот инструментарий во всех возрастных группах.
Дидактическое пособие решает следующие задачи:
- закреплять представления детей об основных цветах;
- уметь группировать предметы по цвету;
-развивать сенсорное восприятие;
-формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами;
- воспитывать бережное отношение к пособию;
- воспитывать интерес к математическим действиям;
- учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета.
-укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
-- умение дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие;
-развитие усидчивости.
-учить детей сличать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый).
-учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании колечек;
-учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.
Савчина Татьяна Александровна, воспитатель.