"Плохие" словечки и как с ними бороться?

  чт., 19.10.2017

Однажды малыш в разговоре употребляет бранное слово и вашему удивлению не будет предела: «Где он их услышал? Почему их произносит? Как получилось так, что именно моё чадо произносит нечто режущее взрослый слух?!»

Почему дети ругаются?

До 4 лет употребление "плохих" словечек может быть неосознанным. Ребенок не знает, что их говорить нельзя. Самое главное в этой ситуации первичная реакция родителей. Сквернословие может вызвать у вас замешательство, шокировать и расстроить, однако старайтесь не реагировать очень остро. Зачастую дети экспериментируют, пробуют новую модель поведения, желая посмотреть на реакцию окружающих. Спокойно и твердо скажите малышу, который произнес их впервые, что говорить такие слова не стоит, и предложите другой вариант. Ребятишки постарше (от 5 лет и далее), нарушая правила, испытывают чувство вины. Этот возраст характеризуется развитием нравственно-этических сторон личности и появлением боязни неодобрения. Дети этого возраста уже знают, что говорить такие слова нельзя, поэтому для начала можно просто сделать замечание. Однако, если ситуация повторится нужно выяснить причину.

Причины сквернословия:

1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Для эмоционального благополучия ребенка и правильного психического развития необходимы любовь, забота, внимание и ласка со стороны близких взрослых. Если ему, по ряду причин, этого не достаточно (много бытовых проблем, родители заняты на работе, семейные конфликты) он станет искать способ обратить на себя их внимание. Пусть даже это будут замечания и окрики, цели то своей он достигнет.

2. ПОДРАЖАНИЕ И ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ ПОХОЖИМ НА КОГО-ТО

Вполне возможно, что ребёнок выбрал себе эталон для подражания. Человека, на которого он мечтает быть похожим (старший друг, брат, родственник, герой мультфильма или фильма), ассоциируя, таким образом, бранные слова с храбростью и силой. Поводом для употребления "плохих" словечек может послужить желание казаться самостоятельнее, серьёзнее и взрослее.

3.  КОМПЕНСАЦИЯ НЕУСПЕШНОСТИ

Может быть, ваш ребенок переживает какие-то неудачи (не складываются отношения со сверстниками, братом или сестрой, не получатся какое-либо дело), а признаки неблагополучия выражаются в другом. Он теряет уверенность в себе, слыша критику и упреки. Сквернословя, он как бы говорит: «Нет смысла стараться, я и так плохой, хуже уже не будет». Такой же результат может вызвать критика родителей, особенно переходящая на личности (лентяй, неумеха). Ребенок страдает от нереализованной потребности в признании достижений и успехов, уважении его личности и восполняет нехватку таким образом.

4. САМОУТВЕРЖДЕНИЕ (ЕСЛИ ОПЕКА РОДИТЕЛЕЙ ЧРЕЗМЕРНА)

Требование «Я сам» впервые появляется, когда малыш отстаивает свое право на принятие решений и сохраняется все детство. Однако некоторые родители, ошибочно полагая, что они прививают ребенку правильное воспитание, стремятся предупредить ошибки и строят общение с ним посредством опасений, замечаний и указаний. Разумеется, это необходимо. Но если советы и замечания слишком часты, критика и приказы резки, а опасения явно преувеличены, ребенок начинает бунтовать. Как правило, такие родители склонны формулировать правила поведения и требования в стиле категорического запрета. Дайте ребенку некоторую свободу выбора, конечно же, он еще не сможет самостоятельно перейти дорогу, но одежду то он может выбрать сам.

5. ЖЕЛАНИЕ ОТОМСТИТЬ

Ребенок на кого-то обижен. Быть может появился маленький брат или сестренка, и он почувствовал себя ненужным, лишним; развелись родители или родители часто ссорятся. Возможно это очень незначительный повод, вроде несправедливого с его точки зрения наказания, не купили игрушку или не пустили гулять. Ребенок переживает обиду и боль и выражает ее посредством сквернословия.

6. БРАННЫЕ СЛОВА УПОТРЕБЛЯЮТ В КОЛЛЕКТИВЕ, ГДЕ ОБЩАЕТСЯ РЕБЕНОК

Речь идет о пресловутом «влиянии улицы». Относится это, конечно, к детям постарше. Попадая в новый коллектив (школа, детский сад, секция), где все хорошо знакомы, чтобы побыстрее стать своим, «новенький» начинает копировать манеру общения и поведение окружающих. Изолировать ребенка из-за этого не стоит. Помогите ему развить уверенность в себе и тогда ему не понадобится таким образом подстраиваться под других.

Как с этим бороться?

Если в вашей семье иногда звучат грубые выражения, начните все вместе бороться за культуру речи.

︎ Расширяйте словарный запас ребенка. Объясните, что отрицательные эмоции можно выражать разными словами: «плохой», «ужасный», «противный», «гадкий», «отвратительный». Помогите ему подобрать замену нецензурным выражениям (и сами пользуйтесь ею!), которые можно употреблять при боли, волнении, удивлении. Что-то можно почерпнуть из мультиков и сказок. Например, слова смешарика Копатыча «Укуси меня пчела!»

︎ Если кто-то из взрослых употребил ругательство, обязательно обсудите это с малышом. Выразите сожаление, что такой хороший человек ведет себя некрасиво. Скажите, как можно было бы иначе выразить эту мысль.

︎ Ничего не помогает? Попробуйте ввести штрафы для всех членов семьи (чтобы малышу не было обидно). Например, ругательство стоит одну конфету или пять минут просмотра телевизора. Введите и призовые баллы за замену грубости синонимом. Так ребенок научится контролировать свою речь.

 

учитель-логопед О. А. Савельева

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 167 города Тюмени
625022, г. Тюмень, ул. Газовиков, 21
Телефон: 8 (3452) 47-75-34, тел./факс (3452) 47-75-33
Эл. почта:
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»