Звуки и буквы. как их правильно изучать. Часть 2 "Буквы"

  чт., 23.01.2014

 

Звуки и буквы. Как их правильно изучать.

Часть 2. «БУКВЫ»

Родители, имеющие детей дошкольного возраста, очень часто задают вопрос: каков возраст ребенка, с которого можно  и нужно начинать обучение его чтению? Подходящим моментом станет проявление интереса к чтению у самого ребенка. Среди других, многочисленных вопросов начнут появляться следующие: «А какая это буква? С какой буквы начинается мое имя? А что здесь написано?»

Предложенные рекомендации и приемы, думаю, станут хорошим подспорьем при изучении букв с детьми.

При изучении букв нужно помнить, что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам звуки. Например, буква К произносится не «ка» (как в названиях букв алфавита), а «к» (кратко). Не следует в период обучения чтению говорить с ребенком о названиях букв алфавита. Можно дать понятие о гласных и согласных звуках. Обратите внимание ребенка, что гласные произносятся свободно, воздушная струя не встречает преграды, тогда как согласные произносятся с усилием: воздуху мешают выходить губы, зубы или язык. Опираясь на эти ощущения ребенок никогда не перепутает гласный и согласный звук.

Порядок изучения букв может быть следующим:

А, О, У, И, Э, Ы, Н, Т, К, М, С, В, П, Л, Р, З, Б, Д, Г, Ф, Ш, Ж, Щ, Ч, Ь, Е, Я, Ю, Х, Ъ

Существует много разнообразных приемов, помогающих детям лучше запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, вырезать из цветной бумаги и т. д.

Хорошо зарекомендовал себя следующий прием. Возьмите листок из старой детской книжки и предложите ребенку зачеркнуть на нем ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент. Например: «Зачеркни все буквы У на этой странице».  Большим подспорьем могут служить красочные вывески на улицах.  Многие из них выполнены стилизованным шрифтом. Предложите ребенку угадать, где какая буква.

После того, как ребенок хорошо запомнил несколько букв можно поиграть с ним в следующие игры.

 

Какой буквы не стало.

Для этой игры можно использовать самостоятельно приготовленные буквы или любую разрезную азбуку. Взрослый выкладывает на столе 3 – 4 буквы. Ребенку предлагается назвать их и запомнить, в какой последовательности они расположены. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Требуется угадать, какой буквы не стало. Также можно поменять буквы местами, ребенок должен восстановить порядок.

 

Угадай, какая буква?

1 Нужно на ощупь определить, какая буква находится, например, в мешочке или на столе. Для этой игры подходят пластмассовые буквы.

2 Задуманную букву рисуем в воздухе ручкой, ребенок отгадывает, что это за буква. Во время этой игры взрослый должен стоять к ребенку спиной, чтобы не сработал эффект зеркальности.

 

 

Почини букву.

Предложите ребенку лист бумаги, на котором буквы «поломались», то есть некоторых элементов не хватает.  Попросите дописать недостающие элементы.

 

Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку и т. д.

Пусть обучение будет легким, интересным и веселым!

Удачи!

Логопед – дефектолог, специалист высшей категории, Яшкина Е. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуки и буквы. Как их правильно изучать.

Часть 2. «БУКВЫ»

Родители, имеющие детей дошкольного возраста, очень часто задают вопрос: каков возраст ребенка, с которого можно  и нужно начинать обучение его чтению? Подходящим моментом станет проявление интереса к чтению у самого ребенка. Среди других, многочисленных вопросов начнут появляться следующие: «А какая это буква? С какой буквы начинается мое имя? А что здесь написано?»

Предложенные рекомендации и приемы, думаю, станут хорошим подспорьем при изучении букв с детьми.

При изучении букв нужно помнить, что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам звуки. Например, буква К произносится не «ка» (как в названиях букв алфавита), а «к» (кратко). Не следует в период обучения чтению говорить с ребенком о названиях букв алфавита. Можно дать понятие о гласных и согласных звуках. Обратите внимание ребенка, что гласные произносятся свободно, воздушная струя не встречает преграды, тогда как согласные произносятся с усилием: воздуху мешают выходить губы, зубы или язык. Опираясь на эти ощущения ребенок никогда не перепутает гласный и согласный звук.

Порядок изучения букв может быть следующим:

А, О, У, И, Э, Ы, Н, Т, К, М, С, В, П, Л, Р, З, Б, Д, Г, Ф, Ш, Ж, Щ, Ч, Ь, Е, Я, Ю, Х, Ъ

Существует много разнообразных приемов, помогающих детям лучше запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, вырезать из цветной бумаги и т. д.

Хорошо зарекомендовал себя следующий прием. Возьмите листок из старой детской книжки и предложите ребенку зачеркнуть на нем ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент. Например: «Зачеркни все буквы У на этой странице».  Большим подспорьем могут служить красочные вывески на улицах.  Многие из них выполнены стилизованным шрифтом. Предложите ребенку угадать, где какая буква.

После того, как ребенок хорошо запомнил несколько букв можно поиграть с ним в следующие игры.

Какой буквы не стало.

Для этой игры можно использовать самостоятельно приготовленные буквы или любую разрезную азбуку. Взрослый выкладывает на столе 3 – 4 буквы. Ребенку предлагается назвать их и запомнить, в какой последовательности они расположены. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Требуется угадать, какой буквы не стало. Также можно поменять буквы местами, ребенок должен восстановить порядок.

 

Угадай, какая буква?

1 Нужно на ощупь определить, какая буква находится, например, в мешочке или на столе. Для этой игры подходят пластмассовые буквы.

2 Задуманную букву рисуем в воздухе ручкой, ребенок отгадывает, что это за буква. Во время этой игры взрослый должен стоять к ребенку спиной, чтобы не сработал эффект зеркальности.

 

 

Почини букву.

Предложите ребенку лист бумаги, на котором буквы «поломались», то есть некоторых элементов не хватает.  Попросите дописать недостающие элементы.

 

Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку и т. д.

Пусть обучение будет легким, интересным и веселым!

Удачи!

Логопед – дефектолог, специалист высшей категории, Яшкина Е. Н.

 

 

 

 

 

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 167 города Тюмени
625022, г. Тюмень, ул. Газовиков, 21
Телефон: 8 (3452) 47-75-34, тел./факс (3452) 47-75-33
Эл. почта:
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»