Образовательная область: Познание.
Раздел: Ознакомление с окружающим миром.
Цель: Сформировать представление о свойствах предметов ( тяжелый, легкий, тонет, не тонет) используя технологию кинезиологии.
Задачи: Формировать в процессе эксперимента представления детей о свойствах предметов ( легкий, тяжелый, плавает, тонет). Закреплять знания о свойствах воды ( мутная, прозрачная, холодная, теплая), песка (сухой, мокрый, сыпется, лепиться). Развивать умение воспроизводить движения пальцев соответствии с текстом. Воспитывать способность к сопереживанию, сочувствию, желанию помочь.
Предшествующая работа: использование игр и упражнений позитивно влияющих на эмоциональное самочувствие детей; знакомство детей со свойствами воды, песка, предметов (тяжёлый - тонет, лёгкий – плавает), разучивание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: кукольный чайный сервиз, небольшое детское покрывало; таз с холодной, подкрашенной водой; таз с тёплой и светлой водой, таз с сухим песком; мисочки с мелкими камешками на каждого ребёнка; крупные камни, деревянные палочки, небольшие вафельные салфетки для рук; бусины , разноцветные шнурочки.
Словарная работа: пассив- мутная, прозрачная; актив- тяжелый, легкий, тонет, не тонет.
Дети заходят в группу, воспитатель просит поздороваться с гостями.
В:- Что-то вы такие невеселые, наверно ещё не проснулись. Давайте разбудим наши глазки, ручки, ножки.
- С добрым утром, глазки! (широко открывать и закрывать глаза с интервалом 30 секунд.)
Вы проснулись? (упражнение «очки»).
- С добрым утром, ушки! (трут уши всей ладонью левой и правой руки)
Вы проснулись? (упражнение «чебурашка»).
С добрым утром, ручки! (упражнение «кольцо»)
Вы проснулись? (хлопки)
С добрым утром, ножки! (поглаживание коленок)
Вы проснулись?(топают)
С добрым утром, солнце! (руки согнуты в локтях. Сжимать и разжимать пальцы рук.)
Я, проснулся!!
Стук в дверь.
В:- Дети, кто-то в дверь стучит. Вы садитесь на стульчики, а я посмотрю, кто к нам пришёл. Заходит девочка из старшей группы, плачет
В: - Как тебя зовут, девочка? И почему ты плачешь?
Д:- Меня зовут Ира, а плачу я от того, что потеряла свои бусы.
В: - А где же ты их потеряла?!
Д: - Возле озера была, там, где светлая вода.
По песочку я гуляла, камешки собирала,
Бусы свои где-то там и потеряла!
Всё искала и искала, только ножки истоптала!
Сильно, сильно я устала!!! (плачет)
В: - Посмотрите ребята, Ирочка, устала, расстроена. Что нужно сделать, когда кто-то устал, плачет? (пожалеть, согреть ножки, напоить чаем). Дети гладят девочку, накрывают одеялом ноги, «поят» чаем.
В: - Ты, Ирочка, не переживай, а сиди и отдыхай! Мы с ребятами поможем найти твои бусы. Поможем?! Тогда отправляемся в путь. Ирочка предлагает вместе разыскать бусы т.к. уже отдохнула и согрелась.
Дети идут за воспитателем, проговаривая и выполняя кинезиологическое упражнение «Перекрёстные шаги». Соединить правое колено с левым локтем и наоборот. Это задействует максимально большое количество мышц тела и развивает, активизирует лобную долю мозга, ответственную за мышление.
- По ровненькой дорожке
шагают наши ножки:
топ-топ, топ-топ.
Подходят к столу, где стоит таз с песком.
В: - По песочку Ирочка гуляла, может здесь бусы потеряла? Давайте поищем.
Дети опускают руки в песок и делают упражнения, соответствующие тексту:
- Мы по жёлтому песочку ножками ходили:
Топ-топ, топ-топ.
А потом мы ручками вместе ямку рыли:
Вот-вот, вот-вот,
Вместе ямку рыли.
В:- Песочек сухой, сыпется. Какой песочек? Почему сыплется?(сухой).Спросить каждого ребёнка.
- Нашли бусинки в песочке? (нет).
- Ручки отряхнём и опять искать пойдём!
Маршировка”. Выполнять лучше под ритмичную музыку. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки. Способствуют развитию самоконтроля у детей, а также появлению чувства ритма.
По узенькой дорожке
шагают наши ножки:
топ-топ, топ-топ.
Подходят к тазу с мутной и холодной водой .
В: - Посмотрите, озеро. Давайте попробуем пальчиком , какая здесь водичка
(холодная). Бросьте камень, видно его? (нет, плохо) Почему? (вода мутная).
- Нет, Ира здесь не гуляла. Про какое озеро она говорила, с какой водичкой? Она была на озере с тёплой и светлой водой. Пойдём дальше.
«Медвежьи покачивания».
Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю, затем подключаются руки, способствует снятию у детей мышечных зажимов, а также способствуют лучшему взаимодействию двух полушарий.
- По широкой дорожке
шагали наши ножки:
топ-топ, топ-топ.
Подходят к тазу со светлой, тёплой водой.
Воспитатель предлагает взять каждому ребёнку в одну руку камень, в другую палочку (Камень - тяжёлый, палочка – лёгкая). Бросьте в воду, что случилось? Почему? (камень тяжёлый, поэтому утонул; палочка лёгкая- плавает). Почему ещё палочка плавает? (сделана из дерева). Спросить каждого ребёнка.
Камешки видно на дне? (видно) Почему? (вода чистая, светлая).
Опустите ручки в воду. Какая водичка? (тёплая, светлая). А в том озере , какая была вода? (Холодная, мутная).
В: - Мы с вами камешки кидали, рыбок напугали. Пальчиковая игра в воде.
- Рыбки плавали, ныряли
в чистой светленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
то зароятся в песке.
В: - В этом озере бусинок тоже нет.
Воспитатель просит детей взять вафельные салфетки и насухо вытереть каждый пальчик.
–Руки были какие?(мокрые). А стали?(сухие).
Ручки встряхнём, дальше искать пойдём. Дети, где мы искали? (В песке, в воде). Где ещё нужно поискать? Ира, где гуляла? (на озере, по песочку). Что собирала? (камешки).- Правильно, осталось в камешках поискать. Но прежде чем в камешках искать, нужно ручки нам размять. Давайте, сядем, отдохнём, наши ручки разомнём!
Дети с воспитателем садятся за стол, кладут руки ладонями вниз и выполняют действия по тексту.
- Ручки на столе лежат и пока, что крепко спят.
А теперь одна проснулась и тихонько потянулась,
Это правая рука.
Вот и левая рука проснулась,
Тоже сладко потянулась
Теперь обе проснулись,
Сильно-сильно потянулись.
А теперь мы будем киски:
Эй, не подходите близко –
Поцарапаем немножко – не
Ребята мы, а кошки!
- К нам на стол забрался слон,
начал громко топать он.
И лошадки прибежали,
И копытцами стучали.
Осторожны и легки приползли
К нам паучки.
А лягушки поскакали и в
болото убежали.
Тихо по земле шурша
Ползет змейка не спеша.
В: - Размяли ручки, теперь поищем бусы. Перед каждым ребёнком ставится мисочка с мелкими камешками и спрятанными в ней бусинками. Дети ищут бусинки, а потом нанизывают их на шнурок.
В: - Бусинки нашли, собрали, пора возвращаться, Ира нас уже заждалась.
Дети отдают бусы девочке, она их благодарит и спрашивает, как ребята бусы искали (ответы детей).
И:- Спасибо вам ребята! За то, что вы мне помогли, я приготовила вам сюрпиз! ( заносит сухой бассейн из фасоли, где спрятаны конфеты). Дети благодарят Ирочку, прощаютсяс ней и провожают.
Далее игра вне регламента занятия, дети ищут сюрприз в фасоли.
Ожидаемый результат:
Знать :Новые слова характеризующие свойства предметов, и понимать поставленные задачи.
Иметь:Знания о свойствах предметов, навыки самостоятельной работы, правила приема гостей.
Уметь: Экспериментировать;воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом; эмоционально откликаться.
Воспитатель: Савчина Т.А.