"ФГОС: создание развивающей предметно-пространственной среды как основа выполнения требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования"

  пн., 03.03.2014

  

Составители:

Комельских Л.В., заведующий МАДОУ ЦРР – детский сад №167 города Тюмени;

Подрядчик В.В., заместитель заведующего МАДОУ ЦРР – детский сад №167 города Тюмени

Слайд-презентация: Гордиенко Н.Г., старший воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад №167 города Тюмени

 

Выступление на городском сетевом методическом объединении

«ФГОС ДО: создание развивающей предметно-пространственной среды как основа  выполнения требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» 27.02.2014.

 

Добрый день!

 

   Будучи солидарной со своими  уже выступившими коллегами хочу сказать, что вопрос создания предметно - пространственной среды для нашего дошкольного  учреждения,  является не менее важным и актуальным.

Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит  к   развивающей предметно - пространственной среде определённые требования.

 

    Сегодня мы готовы поделиться с вами тем, как  строится   развивающая  предметно-пространственная  среда в нашем детском саду по направлению «Физическое развитие», как создаются условия  для  сохранения и укрепления здоровья  воспитанников.

 

Рассмотрим первое требование к предметно-пространственной среде - насыщенность.

  В  детском саду функционирует 14 групп, 1 физкультурно-музыкальный зал, на территории детского сада размещены 2 спортивные площадки: с площадью 550 кв. ми  209 кв.м    На большой спортивной площадке расположена  прыжковая яма, щиты для метания, спортивный многофункциональный комплекс. Площадка с меньшей площадью ограждена металлической сеткой и оборудована баскетбольными щитами, обе спортивные площадки функционируют круглый год. 

 Прогулочные участки  всех групп  оборудованы МАФами 

    В спортивно-музыкальном зале имеется оборудование, тренажёры, пособия, технические средства для проведения образовательной деятельности,  общих мероприятий,  а так же   коррекционной работы (ЛФК) , и индивидуальной работы с одарёнными детьми, с целью их подготовки для участия в городских соревнованиях,  спартакиадах и т.д.

 В коридорах и группах  детского сада    размещены игровые панели  для развития мелкой моторики «Геометрические формы», «Моторчик», Перекинь бруски», «Потяни за шарик», «Помести деталь», тихие тренажёры «Ладошки - растишки», сенсорные полочки и столики мимо которых не могут пройти наши малыши

         Во всех группах оборудованы физкультурные центры, содержащие все необходимые пособия: ленты, платочки, мячи различных размеров, султанчики, мелкие игрушки и много е другое для проведения утренних гимнастик и образовательной деятельности по физическому развитию.   Для проведения  гимнастик после сна во всех группах есть дорожки здоровья, тренажёры для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки, профилактики миопии, развития дыхания.

 

Многие пособия изготовлены руками педагогов и  родителей.

  В зависимости от сезона, имеется выносной материал для проведения образовательной деятельности по физическому развитию и организации двигательной  активности на прогулке.

   В соответствии с возрастом детей в каждой группе есть дидактические, игровые, наглядные материалы, слайд – презентации   по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни (альбомы, дидактические игры, иллюстративный материал и др.)

Ежемесячно воспитателями, узкими  специалистами, медицинскими работниками разрабатываются памятки  для родителей по вопросам здоровьесбережения,  затем распространяются по группам и надо отметить, пользуются спросом у мам и пап

 Не так давно была приобретена интерактивная приставка «Играй и развивайся», с помощью которой дети могут выполнять игровые задания не в статичной позе  перед компьютером, а двигаясь в  соответствии  с правилами игры и видя себя на большом экране

Учителя-логопеды успешно освоили методику работы с данной программой и используют ей при проведении коррекционной работы. В перспективе планируем увеличить количество педагогов, которые будут использовать данную инновацию в работе с детьми.

  В микрокабинетах групп  расположены методические материалы, картотеки для планирования и проведения работы с детьми и родителями  по направлению «Физическое развитие». Богат банк обобщения семейного опыта по вопросам воспитания здорового ребёнка в семье, что тоже является хорошим подспорьем в привлечении других родителей в процесс воспитания здоровых малышей. 

  Наш детский сад  посещает 42 ребёнка, которым оказывается коррекционная помощь.  В детском саду работает 3 учителя-логопеда. Так как логопедический кабинет один кабинет, поэтому дополнительно в 3-х группах  оборудованы логопедические уголки для проведения индивидуальных коррекционных занятий

С февраля этого года в нашем учреждении функционирует опорный логопункт, который посещают дети нашего детского сада и ещё 3-х детских садов, в количестве 25 человек.  

  Стоит отметить, что оснащение медицинского кабинета и его полноценное функционирование тоже является важным фактором сохранения и укрепления здоровья воспитанников. В штате детского сада работают  старшая медицинская сестра и медицинская сестра. Площадь и оборудование медкабинета позволяет проводить плановую вакцинацию и медицинские осмотры. Медицинские работники самостоятельно проверяют остроту зрения у воспитанников с помощью аппарата Ротта.  В группах для детей 3-4 лет медицинская сестра проводит дыхательную гимнастику  по методике А.Н. Стрельниковой.     

На стендах, расположенных в коридоре возле медицинского кабинета, медицинские работники размещают информацию для детей и родителей по актуальным темам

 

    Трансформируемость предметно-пространственной среды подразумевает возможность её изменения  в зависимости от образовательной ситуации. 

        В начале учебного года составляется гибкая циклограмма образовательной деятельности по физическому и музыкальному развитию, которая проводится как в музыкально-спортивном зале, так и в группах. 

 Летом и в тёплое время весеннее - осеннего периода  утренние гимнастики, образовательная деятельность по физическому развитию проводятся  на спортивных площадках и прогулочных участках детского сада. Дети старшего дошкольного возраста для проведения спортивных эстафет, кроссов выходят на набережную реки Туры

 Для эффективной организации двигательной активности в групповых помещениях мебель размещена по периметру помещения таким образом, что  во время свободной деятельности детей столы раздвигаются, оставляется максимальное пространство для движения В спальнях групп старшего дошкольного возраста  за счёт установки 2-х и 3-х ярусных кроватей, тоже высвобождается место для  двигательной активности детей Педагоги стараются эффективно использовать всё пространство групп, творчески подходят  к этому,  размещая тренажёры, игровые панели  на стенах, на полу. 

 

   Полифункциональность развивающей среды присутствует в нашем учреждении, мы используем мягкие модули, ширмы, маркеры игрового пространства, предметы  из природного и бросового материала: гладкие камни, крупные семена, крышки, пластиковые бутылки и многое другое  

     Безусловно, при организации предметно - развивающей пространственной  среды наши педагоги учитывают индивидуальные и возрастные  особенности развития, создают ситуацию выбора. Игровое оборудование яркое и привлекательное, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес у детей

И это просматривается не только в помещениях детского сада, но и на прогулочных площадках в любое время года.  Всё это говорит  о том, что мы стараемся сделать развивающую среду вариативной.

 Одним из главных требований  к развивающей среде детского сада является доступность. Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе  для детей. В каждой группе есть свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия. Конечно, очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально это  использовать.

     И конечно, нельзя не сказать о безопасности предметно-пространственной  среды. Во всех группах ежедневно по утверждённому графику функционируют ультразвуковые увлажнители и бактерицидные облучатели - рециркуляторы  воздуха.  Вся мебель в группах изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов.

 В каждой группе удобно расположены ростомеры, в любое время ребёнок сам может узнать, насколько он подрос и очень удобно проводить течение года  контрольные срезы по антропометрическим данным детей, для регулирования мебели по  росту. 

   Вопрос безопасности не менее актуален при организации двигательной активности на прилегающей территории детского сада.

На прогулочных участках размещено новое оборудование, достаточно места для проведения подвижных игр, двигательной активности.

  Одна из 2-х спортивных площадок покрыта безопасным резиновым покрытием, другая имеет песчаную ровную поверхность,  что позволяет в любое время года  проводить как образовательную деятельность по физическому развитию, так и организовывать спортивные игры, соревнования и многое другое.

  В заключение своего выступления хочется сказать, всё  то о чём было

изложено выше, создано нашим педагогическим коллективом, с участием родителей наших воспитанников. Нам ещё много предстоит сделать, усовершенствовать, изучить…   Какие хорошие  глаголы -  стимулируют к мечтам, к действиям, к цели. А она у нас одна – здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы должны отправить по новым ступеням образования.

   Будем рады ответить на Ваши вопросы, выслушать Ваши пожелания, замечания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 167 города Тюмени
625022, г. Тюмень, ул. Газовиков, 21
Телефон: 8 (3452) 47-75-34, тел./факс (3452) 47-75-33
Эл. почта:
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»