Обучение детей перессказу

  вс., 04.10.2015

   Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе. 

  Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
    При этом на разных ступенях обучения применяются различные виды пересказа:
1. Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово.

2. Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. 

 3. Ребенок самостоятельно пересказывает текст.

До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их.  Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное.

    Предлагаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.

«Снежная баба»

Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.

Кого дети слепили  из снега? Сколько они сделали комков? Что прилепили бабе?
Что воткнули ей в руки? Что сделали потом? Что надели бабе на голову?

«Зима»

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.

Какое наступило время года? Что лежит на земле? Куда спрятались звери? Кто рад зиме? Что делают дети зимой?

«Снежные поделки»

Весело ребятам зимой. Они сделали много снежных фигурок. Вадик слепил снеговика. Яна слепила лебедя. У Саши получился кот с зелеными глазами и длинными усами из соломы. Прибежала собака Жучка, увидела кота и громко залаяла. "Не лай, Жучка! - говорят ребята. -Этот кот не настоящий. Он снежный".

Что сделали ребята из снега? Что слепил Вадик?  Кто слепил лебедя? Какой получился кот у Саши? Почему залаяла собака?  Что сказали ребята?

  Мини рассказы целесообразно использовать только на начальном этапе обучения пересказу, если ваш малыш уже не начинающий пересказчик, то используйте детские рассказы и сказки.

    Очень важно правильно организовать сам процесс пересказа. Большое значение имеет внимание взрослого, его интерес к тому, что и как пересказывает ребенок. Необходимо поощрять детей, особенно при воспроизведении  длинных рассказов. Одобрение делает ребенка более активным, внушает ему веру в свои силы. Поощрять можно по-разному: улыбкой, кивком головы, а иногда и одобрительным словом.

Материал подготовила и выставила на сайт Дедова В.Б.

 

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 167 города Тюмени
625022, г. Тюмень, ул. Газовиков, 21
Телефон: 8 (3452) 47-75-34, тел./факс (3452) 47-75-33
Эл. почта:
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»