Опыт семейного воспитания

  пн., 10.12.2018

На родительском собрании, проведенном в группе "Дюймовочка", были обсуждены вопросы безопасного детства.

Родители с интересом ознакомились с опытом семейного воспитания, который представила Буркова Татьяна Николаевна. 

ЦЕЛЬ: Информировать родителей о формировании навыков безопасного поведения у детей с точки зрения психологии

    «Фундамент безопасного поведения – опыт встречи с реальностью, в том числе и негативный»

 В возрасте 9 мес – 14 мес. ребенок становится активным. Задача родителей на этом этапе не убирать все опасные предметы и не обивать стены поролоном, и не сажать ребенка в манеж, а позволить ребенку (под маминым наблюдением) получить опыт встречи с реальность.

 На этом этапе у ребенка формируется инициатива.

Инициатива бывает полезная – знакомство с миром, узнавание что вокруг.

А бывает инициатива наказуемая – был неаккуратен – набил шишку, полез в ящик-получил по пальцам, не справился с телом – упал и т.д. Скорость движения ребенка в этом возрасте еще очень мала, поэтому сильных увечий он себе не причинит. Другое дело, когда ему 3 года и он не ведая страха выходит «в мир»

 Важно найти правильный баланс. Чтобы ребенок был достаточно инициативен, чтобы изучать мир, при этом достаточно осторожен, чтобы не лезть в опасные ситуации.

 Если мама все время говорит «Нельзя» - она убивает инициативу и ребенок в будущем станет ожидать команды к действию, что приводит к нерешительности, не принятию ответственности.

Если мама максимально обезопасила среду (поролоновые стены) – ребенок, не получая негативного опыта, становится гиперактивным, не понимает где опасно, где нет. Лезет всюду без разбора. 

   «Мама должна позволять ребенку сделать только то, что он может сделать сам. И правильно эмоционально реагировать на негативный опыт»

 Это означает, что мы не тащим ребенка на горку, если он не может забраться на нее сам, не таскаем за ручки, если он не может ходить. Тело ребенка должно правильно формировать сигналы «могу-не могу», соответственно появляется связка – лезу на горку – на первой ступеньке падаю – шишка – больше не полезу (пока). Условно: если сам смог залезть, обычно сам может и слезть.

 Ребенок учится понимать ситуацию с точки зрения хорошо-плохо прежде всего по маминой реакции. 

Важно!!! Есть мнение, что детей нельзя пугать. То есть он нос разбил, а мама как бы спокойна. Это неверно. Не каждая шишка болезненна, но шишка это негативный опыт и мамина реакция должна подтверждать, что это плохо.

Это касается и другого.

Разбил чашку – мама недовольна, расстроилась – значит нужно быть аккуратнее с чашками.

Сел в лужу – мама расстроилась, рассердилась – значит в лужу нельзя садится

Упал, ушибся – мама испугалась – значит надо быть аккуратнее и передвигаться медленнее. 

Стараясь максимально обезопасить среду мама сама же затягивает младенчество. Дети должны получить нужный опыт своевременно

 Усвоение информации о ситуации у ребенка происходит на трех уровнях телесном, эмоциональном и интеллектуальном. Если какой-то из 3х уровней выключается, то усвоение урока не происходит.

 Например. Сел в лужу и намочил попу – телесный опыт. Мама рассердилась – эмоциональный опыт. Мама сказала сесть в лужу плохо – интеллектуальный опыт.

 НО! Используя современные приспособления, мы сами обрезаем детям куски реальности. Пластиковая посуда не бьется, резиновые штаны не мокнут, еда падает в супер слюнявчик, углы с нашлепками не оставляют шишек.

 Чем лучше ребенок усваивает информацию о ситуации тем больше развивается живость ума.

 Живость ума – скорость реакции на любую ситуацию. То есть ребенок способен быстро оценить ситуацию (опасно/безопасно/плохо/хорошо) и принять решение как ему поступить.

Вывод:

Для формирования безопасного поведения у детей важно позволить детям получать не только положительный опыт, но и отрицательный, в том числе. При этом родители должны выдавать правильную и уместную эмоциональную реакцию на ситуацию.

Материал разместила воспитатель Кинзебулатова Г.Ш.

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 167 города Тюмени
625022, г. Тюмень, ул. Газовиков, 21
Телефон: 8 (3452) 47-75-34, тел./факс (3452) 47-75-33
Эл. почта:
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»