Моторная алалия – комплексная (медико-психолого-педагогическая) проблема. Значительную часть детей, страдающих моторной алалией, составляют дошкольники, имеющие первый уровень речевого развития. То есть, при относительно сформированном понимании слов их собственная речь состоит из односложных, лепетных слов и звукоподражаний.
Работа по преодолению алалии – длительный и трудоемкий процесс, включающий многочисленные направления. Формирование речи, эмоционально-волевой сферы, элементарных математических представлений, развитие интеллекта, моторики, произвольных движений, совмещенных с речью, обогащение словаря и представлений об окружающем мире, активизация познавательных процессов и многое другое – вот основные аспекты работы по преодолению алалии, особенно на начальном этапе. Прогноз моторной алалии определяется после оценки комплекса факторов. Он благоприятен, если у ребенка отмечаются такие показатели:
1. Наличие медицинского и педагогического сопровождения
2. Благоприятная микросоциальная среда
3. Потребность в речи
Положительная динамика при моторной алалии выявляется при учете следующих факторов:
- ранняя диагностика недоразвития и раннее начало коррекции
- своевременное предупреждение вторичных отклонений развития
- системность воздействия на все компоненты речи, особенно на лексико-грамматическое недоразвитие и т. д.
Имея достаточный объем игровых или бытовых движений ребенок с моторной алалией затрудняется в двух-, трех-кратном повторе одинаковых элементарных действий, повтор чередующихся простых движений ему и вовсе недоступен. Особые трудности у малышей вызывает воспроизведение любого звука или голосовой реакции в момент движения (хлопка, броска). Звук произносится чуть раньше или чуть позже действия, но не в момент. Вот и ответ! Совместив момент речи с моментом действия, открываем многогранные возможности воздействия на механизм развития речи. Наиболее приемлемой для детей формой овладения ритмом являются детские стихи и песни.
В соответствии с этим были разработаны методики по координации речи с движением. Основная идея данной методики заключается в максимальном совмещении момента резкого движения (размах, бросок) с моментом начала речи (голосовой реакцией). Каждый «звук» сопровождается движением, а каждое движение «звуком».
Графические упражнения рекомендуется выполнять на вертикально расположенной поверхности (доске, прикрепленном к стене листе ватмана или обратной стороне обоев). Рисовать ребенок может мелом, восковыми мелками, карандашами, фломастерами. Наиболее простой и удобный способ вертикального рисования – обои. Выше уровня ребенка натягивается леска, через которую перебрасывается рулон обоев и по мере использования перетягивается от начала до конца. Это позволяет, во-первых, начать рисовать в любой момент не тратя время на подготовку; во-вторых, упражняться, обводя образец, а ниже рисовать самостоятельно; в-третьих, проследить динамику развития графических навыков ребенка.
Предлагаемая методика разработана с учетом психодинамики детского возраста и предназначена для работы с детьми, страдающими моторной алалией и детьми 2,5 – 3-летнего возраста с задержкой речевого развития.
Вот некоторые игры и упражнения:
«Филин»
Руки – это крылья филина. Ребенок поднимает руки вверх, произнося звук высоко, опускает руки, произнося звук низко. Взрослый читает текст, ребенок произносит звук филина:
Ухал, охал, ахал филин: «У-у!», «У-у!»
Эхо слышалось в лесу: «У-у!», «У-у!»
Звери в страхе разбежались: «У-у!», «У-у!»
Песни фили испугались: «У-у!», «У-у!»
«Зарядка»
Взрослый произносит текст, ребенок выполняет движения со звукоподражаниями.
Руки вверх – хлоп, хлоп, хлоп (ребенок хлопает в ладоши)
Руки вниз – топ, топ, топ (топает ногами)
Руки в стороны – ух, ух, ух (машет, как крыльями)
Руки вперед – тук, тук, тук (стучит кулачками)
«Игра с мячом»
Ребенок бросает мяч со словом НА, просит отдать мяч со словом ДАЙ
«Веревочки»
1-й вариант. Ребенок раскручивает или закручивает на карандаш ленточку с игрушкой на конце, произнося протяжный звук: гласный или отрабатываемый согласный звук (сссс, зззз, вввв, хххх)
1-й вариант. Ребенок разматывает ленточку со звуком (гласным или согласным). Когда лента разматывается до поверхности стола или пола, произносит БУМ или БАХ.
Полное описание работы и рекомендации по занятиям вы можете посмотреть у авторов Т. В Пятница, Т. В. Башинская «Система коррекционного воздействия при моторной алалии».
Терпения и успехов!
Логопед – дефектолог, специалист высшей категории, Яшкина Е. Н.
Используемая литература:
Т. В. Пятница, Т. В. Башинская «Система коррекционного воздействия при моторной алалии.