Эссе "Слово о логопеде"

  пт., 27.01.2017

 

                                                                        МАДОУ ЦРР детский

                                                                               сад № 167 города Тюмени

                                                              учитель-логопед

                                                             Савельева О.А.

 

ЭССЕ

 "Слово о логопеде"

 Моя жизненная биография неразрывным образом тесно связана с  расцветом и становлением  газового гиганта – месторождением Медвежье.

«…Хмурое летнее утро звенящее многомиллионным многоголосьем ядреных северных комаров встретило молодую семейную пару с маленькой двухлетней девочкой с озорными косичками на вертолётной площадке – у  «входных дверей» ещё юного посёлка Пангоды.

Первое впечатление – оно всегда самое решающее. Если любовь – то навсегда, на всю жизнь. Наверное, было в тот момент что-то необычное, вошедшее в сердце маленькой девчушки ясностью и теплотой, что не позволяло надолго уезжать от ставших родными карликовых берёзок, мхов, снежных зим, раскалённых летних песков.

Взревев винтами, поднимая столбы пыли, вертолёт грузно оторвался от утрамбованного песка взлётной полосы и многотонной неповоротливой птицей,  развернувшись к людям своим хвостом, тяжело вздыхая, стал удаляться, постепенно превращаясь в точку на линии горизонта.

- Ну что, домой? Сейчас найду машину…

Удивлённо взмахнув светлыми ресничками,  девочка выглядывала из-за большого коричневого фанерного чемодана: «Домой? К бабушке? Опять в дорогу…» Именно так встретил меня мой Север.

Красота северных мест, дворовые друзья со всех сторон нашей необъятной родины, единение человеческих душ,  память о прошлом, дань уважения старшему поколению  – всё это нашло своё место в становлении жизненного пути маленькой девчушки с непокорными косичками, несмело шагнувшей на северную землю.

Обычно, развиваясь и взрослея, ребёнок должен пройти своеобразную «педагогическую лестницу»: детский сад, школа, институт, работа. Это обычно… Но не для сотен девчонок и мальчишек, волею случая, оказавшихся со своими бесшабашными и ярко жившими мамами и папами эпохи БАМа, освоения великих недр Сибири и принявших эстафету от своих родителей, поднимавших необъятные просторы Целины. Детский сад? Не-а! Не слышали! И только картинки в детских книжках наводили благоговейный трепет на маленькие умы: «Это в Москве так дети живут!» И так иногда хотелось жить «как в Москве». Наверное именно тогда, на фоне бесчисленных детских «почему» и проснулось зерно любопытства – что такое детский сад?

Отдавая дань упорству, целеустремлённости, величию души и нечеловеческому трудолюбию наших родителей, стоит отметить, что детский сад всё таки был возведён среди вечной мерзлоты тундры – уютный, тёплый, домашний – в нём трудилась потом моя мама и ходила туда моя младшая сестра, но, через год после того, как я пошла в первый класс новенькой школы построенной за несколько месяцев до моего праздника знаний.

Школа… Друзья, учителя, линейки, звонки, пора открытий – чудесное время! Я бежала каждое утро в стены этого храма знаний с неподдельным любопытством, стремлением, увлечением, настолько интересны были уроки, внеклассные мероприятия и школьные вечера. Юность не терпит формализма, как часто в этом чудесном возрасте мы являемся перфекционистами в выборе жизненного пути! Медицина, женское репродуктивное здоровье, охрана материнства и детства, вот что привлекало меня на пороге выбора профессии.

Однако, жизнь обычно вносит свои коррективы, подчас подсказывая верный путь, которого необходимо придерживаться, для того, чтобы состояться как успешная личность. Любовь, семья, рождение сына, его первые шаги, первые слова, уверенность в том, что я ещё надену белый халат и увижу очередное появление маленького гражданина моей страны как доктор. А пока – будни, прогулки, дневной сон, детская поликлиника, бесконечные отиты, кукольный театр, куличи из песка, благо его в избытке на севере. Но всё чаще, как мама, я замечаю, что мой ребёнок не такой как его сверстники. Нет, он здоров, подвижен, но ему тяжелее обратиться с просьбой, он более возбудим и больше молчит, а если и говорит, то окружающим непонятно… Ему явно нужен логопед. Где же его найти? Специалисты этого направления не слишком баловали в тяжёлые 90-е своим присутствием Тюменский север. Проблема быстро нашла своё решение: «Значит я сама стану специалистом для своего малыша!»

Алалия, ОНР, дизартрия, бесконечные артикуляционные упражнения, лексико-грамматические игры и упражнения, поступление в институт, сессии, зачёты, экзамены, дизграфия, дизорфография, графические и орфографические диктанты, госэкзамены, диплом – эти существительные характеризуют мой путь в профессию, осознанный выбор уже сложившейся личности, мой самый «правильный» путь в любимую профессию. У всех он разный, сложный или простой, обдуманный и спонтанный, но всегда он зависит от внутренних потребностей личности, от умения и старания, и каким он будет -  правильным или тягостным, тоже зависит от каждого. 

«Развитие и образование  ни одному человеку  не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» - резюмировал А. Дистервег. Я полностью поддерживаю это высказывание, более того, эти слова в полной мере отражают суть моего профессионального пути.

Ещё будучи студенткой 3 курса Московского психолого-социального института, в 2000 году, я открыла для себя страну детства и игры, преступив порог детского сада,  где  и  тружусь до сих пор, постоянно повышая свой профессионализм и оттачивая  мастерство педагога–практика. За 16 лет практики бывало всякое: упорство и непонимание родителей, капризы воспитанников, большая методическая и административная нагрузка. Но, никогда, ни одной минуты, насколько бы не было трудно, не усомнилась в правильности сделанного выбора.

Кто не видел кинофильм "По семейным обстоятельствам"? Чудаковатый образ логопеда, созданный неподражаемым Роланом Быковым, получился настолько ярким и запоминающимся, что стал, чуть ли не визитной карточкой всех логопедов.

Обратите внимание, даже такой комичный персонаж не сюсюкает с ребёнком, чётко выполняя свою работу, что даже бабушка относится к нему с почтением, ни на минуту не усомнившись в квалификации специалиста, не смотря на его «фифекты фикции».

 Все это смешно, пока проблема нарушений речи не касается собственного  ребенка. И тогда приходит  тот день, когда встревоженные родители ведут свое чадо к логопеду, и каждая мама надеется, что именно к её ребёнку будет особое отношение, ведь он самый лучший и милый малыш на свете. Важно дать понять родителям, что именно так и есть, ежедневно, настойчиво и мягко убеждая родителей стать активным помощником специалиста в работе над речью ребёнка. 

Особенность образовательной работы с детьми дошкольного возраста заключается в том, что попадая в детский сад, они выходят за рамки установившихся семейных отношений. Такая ситуация является для ребёнка эмоционально напряжённой, поэтому задача педагога заключается, чтобы сделать её максимально комфортной.  Часто ребёнку не нужна любовь педагога, но он остро нуждается в доверии к нему. Однажды, заслужив доверие детских глаз, нельзя его терять. Ведь возвратить доверие невозможно.

 Холодно. Зима. Иду по хрустящему снегу в свой  детский сад. По дороге встречаются ребята. Они торопятся в школу. И непременно улыбаются. Узнали! От таких встреч становится на душе тепло и  приятно: о тебе помнят, тебя узнают, значит, ты не зря потратил столько сил и энергии на вот эту детвору. Да и как не узнать? Сколько минут, часов, дней, даже лет вместе провели перед зеркалом, делая замысловатые артикуляционные упражнения.

Вот бежит Фая, когда-то самая маленькая девчушка в группе. С непослушным язычком и полным ртом «каши». «Здравствуйте, Ольга Анатольевна», - бежит вприпрыжку с тяжелым рюкзаком. Я очень рада ее видеть!  Она предмет моей особой  гордости. Нарушены были все группы звуков, тяжелейшая дизартрия. А какие счастливые глаза были у мамы! С каким восхищением она рассказывала, как ее дочурка дома всё время шипит, рычит, демонстрируя свое умение! Постепенно, шаг за шагом, она научилась правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения.  Теперь Фая выпускница, заканчивает школу. Далеко позади,  остались такие умилительные и порой, поощряемые родителями,  но все же «неправильные» слова «суба», «лыба», «мицинел», «голопед». А ведь такие речевые недостатки, если совсем не заниматься, могут остаться у человека на всю жизнь. Сейчас девочка успешно учится, коммуникабельна,  уверенна в своих силах.  И главное, чему научилась она на занятиях с логопедом – это долготерпению, усидчивости, целеустремленности, умению справляться даже с самыми непреодолимыми трудностями. Как не хватает всего этого нынешним школьникам! А ведь всех этих качеств, зачастую, лишены и мы сами - родители. Что же мы хотим от малышей с неокрепшей психикой?

 Многие педагоги и психологи отмечают, что основы личностного развития  человека закладываются  в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем, влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования  человека, что не может не учитываться в процессе школьного воспитания. Вспоминается мама Данила С. Вот уж у кого надо было поучиться терпению и любви к своему ребенку. Любви не слепой, порождающей вседозволенность и инфантильность. «Скажите, а он будет нормальным?» - страшный бытовой, казалось бы, вопрос мамы ставил по началу в тупик. Что ответить, если ребёнок сидит весь день в группе за креслом и просто рычит как собака? Маленькие шажки постепенно складывались в узкую тропинку, а потом в большую дорожку, и пусть неуверенной походкой, но мальчик вместе с мамой научились выполнять рекомендации, подчинять своё расписание под насущную надобность – чистую, правильную и грамотную речь. Постепенно, вместе с сыном они осиливали тяжелейшее нарушение речи, не пропуская ни одного занятия, выполняя все  задания. И победа, и радость были общие: мама теперь может гордиться своим сыном!  Страшно только подумать, что было бы, если бы мама опустила руки: это ведь такая рутина – ежедневно преодолевать лень,  жалость к себе любимому.

Труд логопеда кропотлив и, порой, незаметен. Иногда требуется много времени, чтобы увидеть плоды своего труда. Но это возможно только сообща, рука об руку – педагог, родитель, ребёнок. Иначе нельзя!

Я горжусь достижениями своих учеников, ведь в их успехах есть и малая частичка моего труда. Хочется закончить словами   неизвестного автора – коллеги, в которых отражена вся суть труда и педагога и логопеда:

 Терпение и творчество,

Упорство и победа –

Вот главные этапы

В работе логопеда.

Душа болит за каждого.

Всем хочется помочь.

Не раз вопрос: «Что делать?»

Преследовал всю ночь.

Идешь порою с сумками,

А язычок «грибком»,

Или «лошадкой» цокает,

Иль губы «хоботком».

Вдруг затрещишь «моторчиком»

Раз несколько подряд,

 

И ловишь настороженный

Идущих мимо, взгляд.

Так день за днем -

То вниз, то вверх

Летает язычок,

Работать так настойчиво

Порой бы не каждый  смог.

При самой первой встрече

Мы часто слышим: «Датте»,

А на прощанье четкое:

«Здоровья вам и счастья!»

И я без ложной скромности

Признаться не стыжусь,

Что я своей профессией

Действительно горжусь!

   

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 167 города Тюмени
625022, г. Тюмень, ул. Газовиков, 21
Телефон: 8 (3452) 47-75-34, тел./факс (3452) 47-75-33
Эл. почта:
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»