Развитие связной диалогической речи дошкольников в игре

  вт., 24.02.2015

  Диалогическая речь – это разговор двух и более людей, цель которой узнать о чём-либо, подтолкнуть к совершению какого-либо действия.
Диалогическая речь является основной формой речевого общения со сверстниками и взрослыми, служит базой для приобретения связной монологической речи.

Разговорная речь – это форма устной речи, которая наиболее проста и эмоциональна. В разговоре часто используют различные средства, такие как: жесты, мимика. Разговорная речь должна быть понятной, логически выдержанной, так как иначе она не может служить средством общения.
Процесс развития диалогической речи во многом зависит от становлення у детей мышления, внимания, памяти. Внимание зависит от того как ребенок овладел словарем и грамматическим строем языка.
Обучение диалогической речи начинается с младшего дошкольного возраста и необходимо научить детей принимать участие в разговоре, отвечать на вопросы педагога и уметь задавать их.
В содержание работы по обучению старших дошкольников входит обучение детей умению вести беседу, отвечать на вопросы развернутыми ответами и односложными, уметь слушать высказывания других и тактично исправлять ошибки, дополнять ответы, вносить свои реплики. Малышей тоже надо научить качеству речи, то есть быть доброжелательным, тактичным, вежливым, соблюдать позу при разговоре, смотреть в лицо собеседника.

 Сначала необходимо развить у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание уделяется умению слушать и слышать собеседника, используя для этого различные игры:

«Кто больше?» (назвать как можно больше существительных на заданную тему)

«Волшебный мешочек» (Ребенок запускает руку в мешочек, выбирает один из предметов, ощупывает его и называет. Потом предмет вытаскивает, чтобы проверить себя.

На втором этапе на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для общения:

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»  (можно разыграть ситуации – поход в лес, рыбалка, посадка деревьев)

«Отгадай» (дети выбирают животное или птицу. Нужно изобразить так, чтобы остальные узнали его).

3 этап – совершенствование усвоенных навыков. Здесь используются диалоги, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых.

Развитию навыков диалога способствует и организованный детский театр. В домашних условиях его организовать очень легко.

Учитель-логопед, специалист высшей категории Яшкина Е. Н.

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 167 города Тюмени
625022, г. Тюмень, ул. Газовиков, 21
Телефон: 8 (3452) 47-75-34, тел./факс (3452) 47-75-33
Эл. почта: ds167@mail.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»