Звук и буква. Как их правильно изучать.

  пн., 25.11.2013

Звуки и буквы. Как их правильно изучать.

Часть 1. «ЗВУКИ»

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды…Но слова – речевые звуки – с самого его  рождения наиболее значимы. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. С этого момента у ребенка идет непрерывная работа  над формированием правильной речи.

 Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба; развито речевое дыхание, а также если он умеет владеть своим голосом.

Очень важно для выработки четкого звукопроизношения иметь развитый фонематический слух, так как именно это позволяет ребенку контролировать собственную речь, а к пяти годам анализировать звуковую сторону устной речи. Как его сформировать? Как развить фонематический слух до нужного уровня? Как научить детей слышать и правильно произносить звуки? В этом вам помогут специальные логопедические игры и упражнения.

Поиграйте! Игры и игровые упражнения специально подобраны для разных возрастных групп, таким образом, родители могут увидеть поэтапность работы и постепенное усложнение заданий

Младшая группа.

Игра «Звенят колокольчики»

Взрослый показывает детям два кружка – большой и маленький. Большой кружок – это большой колокольчик, он звенит: «Дин, дин, дин», а маленький кружок – это маленький колокольчик – он звенит: «Динь, динь, динь».

Кружочки предъявляются детям по очереди, они должны изобразить нужный звон

 

Игра «Кто в домике живет?»

Для этой игры понадобятся картинки или игрушки с изображениями животных.

Взрослый показывает предмет и спрашивает – «Кто это?» (например кошка).  Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это котенок, он мяукает тихо.

- Пошли зверюшки домой (картинки или предметы убираются за кубики) Отгадайте, кто в этом домике живет: имитируется голос взрослого животного или детеныша, а дети должны угадать кто это был. Игру можно усложнить, взяв сразу нескольких животных и их детенышей.

 

Средняя группа.

Игра «Высоко – низко»

Взрослый. Мы будем птицами. Птицы летают высоко (поднимаем руки вверх) и низко (опускаем руки). Когда я подниму руки вверх, будем петь: «Вьют, вьют»; когда я опущу их, будем петь: «Фьют, фьют». Повторяется многократно

 

Игра «Вода – водичка»

Взрослый. Когда из крана течет сильная струя воды, то слышно «с-с-с-с» (звук тренируем вместе с ребенком громко и длительно); когда из крана капают отдельные капли, то слышно: «с, с, с» (произносим звук тихо и отрывисто). Вот кран (можно использовать кружок). Если я поверну кран сильно, вы будете громко петь: «с –с –с», а если немножко, то тихо и отрывисто «с, с, с»

- Мы пели песенки водички. Эти песенки есть и в названиях разных словах (лучше опираться на картинки или предметы). Послушайте: ссобака, ссслон, бусссы, лисссток, автобуссс. Ребенок повторяет слова взрослого, так же утрируя звук «С»

 

Старшая группа

Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен добавить последнее слово  в четверостишии или в каждое предложение.

Не будильник, а разбудит,

Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок,

Это Петя - …(петушок)

 

Я сегодня утром рано

Умывался  из-под …. (крана)

 

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало…(жарко)

 

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния … (сверкнула)

 

Игра « Какой звук заблудился?»

Взрослый предлагает отгадать, какой звук заблудился, и исправить ошибку - сказать правильно.

Вот колючий, серый ешик..

На крылечке сидит кожечка…

На травинку села красиваястрекоса…

Мама намазала хлеб мазлом…

 

Подготовительная группа.

 

Игра «Цепочки слов»

Составлять цепочки слов, например, взрослый начинает с любого слова: «лук», а ребенок придумывает новое слово с последнего звука предыдущего слова «кран»…

 

Игра «Посадим сад и огород».

Предлагается назвать овощи (для огорода) и фрукты (для сада), но только те, в названии которых есть звук «К»…можно применить для любой обобщающей группы (одежда, обувь…) и использовать любые звуки.

Это только малая  часть приемов, игр и способов в знакомстве со звуками и их  изучении.

Успехов и терпения!

Логопед – дефектолог, специалист высшей категории Яшкина Е. Н.

Звуки и буквы. Как их правильно изучать.

Часть 1. «ЗВУКИ»

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды…Но слова – речевые звуки – с самого его  рождения наиболее значимы. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. С этого момента у ребенка идет непрерывная работа  над формированием правильной речи.

 Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба; развито речевое дыхание, а также если он умеет владеть своим голосом.

Очень важно для выработки четкого звукопроизношения иметь развитый фонематический слух, так как именно это позволяет ребенку контролировать собственную речь, а к пяти годам анализировать звуковую сторону устной речи. Как его сформировать? Как развить фонематический слух до нужного уровня? Как научить детей слышать и правильно произносить звуки? В этом вам помогут специальные логопедические игры и упражнения.

Поиграйте! Игры и игровые упражнения специально подобраны для разных возрастных групп, таким образом, родители могут увидеть поэтапность работы и постепенное усложнение заданий

Младшая группа.

Игра «Звенят колокольчики»

Взрослый показывает детям два кружка – большой и маленький. Большой кружок – это большой колокольчик, он звенит: «Дин, дин, дин», а маленький кружок – это маленький колокольчик – он звенит: «Динь, динь, динь».

Кружочки предъявляются детям по очереди, они должны изобразить нужный звон

 

Игра «Кто в домике живет?»

Для этой игры понадобятся картинки или игрушки с изображениями животных.

Взрослый показывает предмет и спрашивает – «Кто это?» (например кошка).  Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это котенок, он мяукает тихо.

- Пошли зверюшки домой (картинки или предметы убираются за кубики) Отгадайте, кто в этом домике живет: имитируется голос взрослого животного или детеныша, а дети должны угадать кто это был. Игру можно усложнить, взяв сразу нескольких животных и их детенышей.

 

Средняя группа.

Игра «Высоко – низко»

Взрослый. Мы будем птицами. Птицы летают высоко (поднимаем руки вверх) и низко (опускаем руки). Когда я подниму руки вверх, будем петь: «Вьют, вьют»; когда я опущу их, будем петь: «Фьют, фьют». Повторяется многократно

 

Игра «Вода – водичка»

Взрослый. Когда из крана течет сильная струя воды, то слышно «с-с-с-с» (звук тренируем вместе с ребенком громко и длительно); когда из крана капают отдельные капли, то слышно: «с, с, с» (произносим звук тихо и отрывисто). Вот кран (можно использовать кружок). Если я поверну кран сильно, вы будете громко петь: «с –с –с», а если немножко, то тихо и отрывисто «с, с, с»

- Мы пели песенки водички. Эти песенки есть и в названиях разных словах (лучше опираться на картинки или предметы). Послушайте: ссобака, ссслон, бусссы, лисссток, автобуссс. Ребенок повторяет слова взрослого, так же утрируя звук «С»

 

Старшая группа

Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен добавить последнее слово  в четверостишии или в каждое предложение.

Не будильник, а разбудит,

Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок,

Это Петя - …(петушок)

 

Я сегодня утром рано

Умывался  из-под …. (крана)

 

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало…(жарко)

 

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния … (сверкнула)

 

Игра « Какой звук заблудился?»

Взрослый предлагает отгадать, какой звук заблудился, и исправить ошибку - сказать правильно.

Вот колючий, серый ешик..

На крылечке сидит кожечка…

На травинку села красиваястрекоса…

Мама намазала хлеб мазлом…

 

Подготовительная группа.

 

Игра «Цепочки слов»

Составлять цепочки слов, например, взрослый начинает с любого слова: «лук», а ребенок придумывает новое слово с последнего звука предыдущего слова «кран»…

 

Игра «Посадим сад и огород».

Предлагается назвать овощи (для огорода) и фрукты (для сада), но только те, в названии которых есть звук «К»…можно применить для любой обобщающей группы (одежда, обувь…) и использовать любые звуки.

Это только малая  часть приемов, игр и способов в знакомстве со звуками и их  изучении.

Успехов и терпения!

Логопед – дефектолог, специалист высшей категории Яшкина Е. Н.

Звуки и буквы. Как их правильно изучать.

Часть 1. «ЗВУКИ»

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды…Но слова – речевые звуки – с самого его  рождения наиболее значимы. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. С этого момента у ребенка идет непрерывная работа  над формированием правильной речи.

 Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба; развито речевое дыхание, а также если он умеет владеть своим голосом.

Очень важно для выработки четкого звукопроизношения иметь развитый фонематический слух, так как именно это позволяет ребенку контролировать собственную речь, а к пяти годам анализировать звуковую сторону устной речи. Как его сформировать? Как развить фонематический слух до нужного уровня? Как научить детей слышать и правильно произносить звуки? В этом вам помогут специальные логопедические игры и упражнения.

Поиграйте! Игры и игровые упражнения специально подобраны для разных возрастных групп, таким образом, родители могут увидеть поэтапность работы и постепенное усложнение заданий

Младшая группа.

Игра «Звенят колокольчики»

Взрослый показывает детям два кружка – большой и маленький. Большой кружок – это большой колокольчик, он звенит: «Дин, дин, дин», а маленький кружок – это маленький колокольчик – он звенит: «Динь, динь, динь».

Кружочки предъявляются детям по очереди, они должны изобразить нужный звон

 

Игра «Кто в домике живет?»

Для этой игры понадобятся картинки или игрушки с изображениями животных.

Взрослый показывает предмет и спрашивает – «Кто это?» (например кошка).  Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это котенок, он мяукает тихо.

- Пошли зверюшки домой (картинки или предметы убираются за кубики) Отгадайте, кто в этом домике живет: имитируется голос взрослого животного или детеныша, а дети должны угадать кто это был. Игру можно усложнить, взяв сразу нескольких животных и их детенышей.

 

Средняя группа.

Игра «Высоко – низко»

Взрослый. Мы будем птицами. Птицы летают высоко (поднимаем руки вверх) и низко (опускаем руки). Когда я подниму руки вверх, будем петь: «Вьют, вьют»; когда я опущу их, будем петь: «Фьют, фьют». Повторяется многократно

 

Игра «Вода – водичка»

Взрослый. Когда из крана течет сильная струя воды, то слышно «с-с-с-с» (звук тренируем вместе с ребенком громко и длительно); когда из крана капают отдельные капли, то слышно: «с, с, с» (произносим звук тихо и отрывисто). Вот кран (можно использовать кружок). Если я поверну кран сильно, вы будете громко петь: «с –с –с», а если немножко, то тихо и отрывисто «с, с, с»

- Мы пели песенки водички. Эти песенки есть и в названиях разных словах (лучше опираться на картинки или предметы). Послушайте: ссобака, ссслон, бусссы, лисссток, автобуссс. Ребенок повторяет слова взрослого, так же утрируя звук «С»

 

Старшая группа

Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен добавить последнее слово  в четверостишии или в каждое предложение.

Не будильник, а разбудит,

Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок,

Это Петя - …(петушок)

 

Я сегодня утром рано

Умывался  из-под …. (крана)

 

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало…(жарко)

 

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния … (сверкнула)

 

Игра « Какой звук заблудился?»

Взрослый предлагает отгадать, какой звук заблудился, и исправить ошибку - сказать правильно.

Вот колючий, серый ешик..

На крылечке сидит кожечка…

На травинку села красиваястрекоса…

Мама намазала хлеб мазлом…

 

Подготовительная группа.

 

Игра «Цепочки слов»

Составлять цепочки слов, например, взрослый начинает с любого слова: «лук», а ребенок придумывает новое слово с последнего звука предыдущего слова «кран»…

 

Игра «Посадим сад и огород».

Предлагается назвать овощи (для огорода) и фрукты (для сада), но только те, в названии которых есть звук «К»…можно применить для любой обобщающей группы (одежда, обувь…) и использовать любые звуки.

Это только малая  часть приемов, игр и способов в знакомстве со звуками и их  изучении.

Успехов и терпения!

Логопед – дефектолог, специалист высшей категории Яшкина Е. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 167 города Тюмени
625022, г. Тюмень, ул. Газовиков, 21
Телефон: 8 (3452) 47-75-34, тел./факс (3452) 47-75-33
Эл. почта:
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»