Возрастные особенности детей пятого года жизни

  чт., 01.10.2015

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться.  Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

   Значительное значение получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображение на бумагу и так далее.

   Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а так же планирование последовательности действий.


   Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость и координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

   К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм создавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету, высоте, длине, ширине. Совершенствуется ориентация в пространстве.

   Возрастает объем памяти. Дети запоминают  до 7-8 названий предметов. Начинает закладываться произвольное запоминание.: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и так далее.


    Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.  Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.

   Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.


   Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течении 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

   В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяя речь тех или иных персонажей. Интерес вызывает ритмическая структура речи, рифмы.

   Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер. А при общении с взрослым становится внеситуативной.

  Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим является познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает  у него интерес.

   У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важно похвала. Это приводит их к повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. 

   Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность и соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

 

 Источник: Программа дошкольного образования «От рождения до школы»      Подготовила Дедова В.Б.

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 167 города Тюмени
625022, г. Тюмень, ул. Газовиков, 21
Телефон: 8 (3452) 47-75-34, тел./факс (3452) 47-75-33
Эл. почта:
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»