О темпераменте ребёнка

  сб., 06.09.2014

О ТЕМПЕРАМЕНТЕ РЕБЕНКА

Согласны ли вы с русской поговор­кой “Яблоко от яблони недалеко па­дает”? Та же народная мудрость гласит: “С кем поведешься — от того и наберешься”.

Что же на самом деле определяет поведение детей? Наследственность или воспитание? Безусловно, и то, и другое. Но если по части воспитания все родите­ли осведомлены достаточно, то значение темперамента зачастую или переоценива­ется, или игнорируется.

Психологи утверждают, что к 6—7 годам уже отчетливо проявляется какой-либо тип темперамента. В связи с предстоящим обучением детей в школе родителей осо­бенно волнует вопрос о генетически закрепленных свойствах  психики ре­бенка.

Темперамент это не выдумка, а научно доказанное проявление природно­го начала в каждом из нас. И если вас не удивляет, что усилием воли не изменить цвет волос, то вас не должно удивлять, что никакое воспитание не сделает из холерика флегматика. И ругать ребенка за то, что он меланхолик, так же бесполезно, как и то, что он брюнет, а не блондин (или наоборот).

 Нет сомнений в том, что вы — родитель, знаете своего ребенка лучше, чем все психологи вместе взятые. Однако осмелимся поделиться с вами некоторой информацией.

 

Если ваш ребенок сангвиник

Сангвиником называют человека актив­ного, быстро отзывающегося на окружающие события. Он стремится к частой о смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неприятности и неудачи.            Сангвиник всегда общителен, с удовольствием знакомится с новыми людьми, с   радостью может заниматься несколькими     делами, иногда очень разными. Ему присущи гибкость ума, энергичные выразительные движения, быстрый темп речи.

Проблемы в школе возможны (но это вовсе не обязательно!) из-за непоседливости. Интересы и увлечения непостоян­ные и неустойчивые. Успехи в учебе во многом зависят от заинтересованности в предмете и эмоционального отношения к учителю.

Значительно повысить работоспособ­ность поможет частая смена деятельности.

Для успешного обучения ребенку необходима разрядка своей неуемной энергии, например, физические упражнения. Маль­чику полезно будет посещение спортив­ных секций; скорее всего, он предпочтет командные игры (футбол, хоккей). Девоч­ки могут с удовольствием заниматься танцами, гимнастикой, сангвиники от природы одарены пластичностью и выра­зительностью движений.

Учителям и родителям нужно учиты­вать, что из-за некоторых физиологичес­ких особенностей такие дети с трудом воспринимают тихий голос.

Если ваш ребенок флегматик

Флегматиком называют человека актив­ного, спокойного и невозмутимого. Флег­матик способен на глубокие чувства, но его эмоции редко заметны окружающим. Такой ребенок не отличается общитель­ностью, но привязанности его прочны и долговременны. Материал учит основа­тельно и запоминает надолго. Флегматик отличается   спокойной,   медлительной речью.

Проблемы в школе могут возникнуть (но по вовсе не обязательно!) в связи с трудностью социальной адаптации: флегматик плохо сходится с людьми.

Родителям и педагогам нужно учитывать, что такой ребенок медленно переносит свои навыки. Ему очень трудно переключатся с одного предмета на другой.

Но главное, не ругайте флегматика. 

Если ваш ребенок холерик

Холериком называют человека энергич­ного, способного заниматься делом с особой страстностью. Говорит он громко, резко, часто с восклицаниями, легко приходит и состояние возбуждения. Его интересы достаточно постоянны. Он не теряется при возникающих трудностях, с упорством их преодолевает. Учебный ма­териал запоминает быстро, помнит долго.

Проблемы у ребенка могут возникнуть (если вообще возникнут!) из-за вспыльчи­вости. В досаде и раздражении он быстро выходит из себя.

Работает увлеченно, но неаккуратно, возможны неприятности из-за почерка. Испытывает трудности в переключении внимания.

Если ваш ребенок меланхолик

Меланхоликом называют человека впе­чатлительного, легкоранимого, но внешне слабо реагирующего на происходящее, со сдержанными движениями и приглушен­ной речью. Его настроение может меняться из-за очень незначительных причин.

Он болезненно чувствителен. У него низкая работоспособность, поэтому быстро наступает утомление.

Проблемы в школе могут быть связаны с обидчивостью,  ранимостью. Любое самое мягкое замечание учителя вызывает у ребенка смущение. Свои способности и знания он оценивает низко, хотя в действительности они могут быть значи­тельно выше среднего. Это ведет к неуверенности ответа, даже если материал выучен очень хорошо. Если при выполнении какого-нибудь задания встречаются трудности, ребенок может теряться и не доводить работу до конца. В ситуации и  экзамена показывает более низкие результаты, чем на обычных занятиях. Родителям и педагогам можно посоветовать поощрять любую активность мелан­холика, разработать четкий и удобный для него ритм работы. Свести к минимуму о  замечания, тем более иронию. О проступках и ошибках лучше говорить наедине. Не бойтесь перехвалить меланхолика!

  

Вместо заключения

Исходные свойства темперамента могут со временем стать и достоинствами, и недостатками. Энергия холерика облегчит

ценное для учебы качество, но отсутствие настойчивости может принести к тому, что дела не будут доводиться до конца. Медлительность флегматика компенсиру­ется целеустремленностью и высокой ра­ботоспособностью. Высокая чувствитель­ность и впечатлительность меланхолика станут преимуществом на занятиях по музыке и литературе.

Но не следует приписывать темпераменту то, что является результатом неправильно­го воспитания.

К примеру, неуверенным и замкнутым можно сделать любого сангви­ника (советуем поверить на слово).

Знание темперамента своего ребенка — условие необходимое, но, к сожалению, недостаточное для того, чтобы со всей ответственностью сказать: “Теперь я точно понимаю свое чадо правильно!” Кроме того, необходимо учитывать, что “чистые” типы темперамента встречаются очень редко, и обычно доминируют черты одного типа. Черты темперамента не могут то, что называется характером.

Никакие природные предпосылки не сформируют в ребенке того, что он с легкостью и радостью примет от вас.

 

 

                                                                                       Статью подготовила и выставила педагог Тэугяс О.В.

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 167 города Тюмени
625022, г. Тюмень, ул. Газовиков, 21
Телефон: 8 (3452) 47-75-34, тел./факс (3452) 47-75-33
Эл. почта: ds167@mail.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»