Оздоровительная работа с детьми группы "Мечтатели"

  вс., 19.03.2017

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Помимо физкультурных занятий, являющихся основной формой обучения физическим упражнениям, большое значение имеет физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия.

Занятия для ребёнка – труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, и сопряжён со значительными зрительными нагрузками. В этой связи особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, которые мы включаем в учебно-воспитательный процесс. 

Физкультминутка.


ФИЗМИНУТКИ НАМ НУЖНЫ, ДЛЯ ДЕТЕЙ ОНИ ВАЖНЫ!

    Физкультминутка не является обязательным режимным моментом, но опыт показал, что введение её в режим дня даёт положительные результаты.

Физкультминутки – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшение их самочувствия, повышение внимания, предупреждения нарушений осанки, т.е. на оздоровление организма детей.

Цель: переключить ребёнка с умственной деятельности на физическую, чтобы снизить его утомление и снять статическое напряжение.

Значение: упражнения игрового характера оказывают благоприятное влияние на организм детей: на общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Главное значение – это активный отдых.

Методические рекомендации:

-         Легко возбудимым детям предлагать спокойные упражнения в среднем темпе.

-         Для спокойного, медлительного ребенка пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему.

Утренняя гимнастика.

 

    Утренняя гимнастика – обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня.

Значение – снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребёнка к последующим нагрузкам; ребёнок получает заряд бодрости на целый день.

    С зарядки начинается день, и зачастую от того, насколько чётко и организованно она прошла, зависит поведение ребёнка в течение всего дня.

    Утренняя гимнастика проводится в холодное время года в спортивном зале, а в теплое – на улице. Проводится ежедневно перед завтраком в одно и то же время

    Для зарядки необходимо наличие спортивной формы и спортивной обуви.

Утренняя гимнастика должна проводиться не только в детском саду, но и в семье. Чтобы зарядка прочно вошла в жизнь ребёнка, делайте её вместе с ним. Он будет чувствовать себя повзрослевшим, «совсем как мама или папа», и с чувством ответственности относиться к этому мероприятию.   

Аэробика 

 

Еженедельно по пятница проводится утренняя аэробика. 

Систематические занятия аэробикой способствуют формированию координации движений, развивают у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом и легко управлять им в движении. Музыкальные ритмы, сопровождающие комплексы аэробики для дошкольников, способствуют созданию атмосферы эмоционального комфорта, эмоциональной отзывчивости, закрепощенности, самостоятельности и творческой активности малышей. Аэробика для дошкольников является и эффективным оздоровительным средством. Во время движений под музыку у детей регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, стимулируется память и внимание, нормализуются эмоционально-волевые процессы

Оздоровительно – профилактическая гимнастика.

(Бодрящая гимнастики или гимнастика после дневного сна).

  

    Методические указания к проведению оздоровительной гимнастики:

  1. Проводится после дневного сна в групповой комнате на кроватях.
  2. Все упражнения в комплексах примерные. Можно изменять исходные положения, отдельные движения конечностями и туловищем, использовать мелкий инвентарь.
  3. Продолжительность гимнастики от 5-7 минут до 10-15 минут в зависимости от возраста.
  4. Оздоровительная гимнастика должна сочетаться с закаливающими процедурами (ходьба босиком по полу или специальным дорожкам).

Охрана зрения.


         В связи с прогрессом, многие дети осваивают компьютер уже в дошкольном возрасте, и родители не ограничивают время их нахождения у мониторов, что, естественно, отражается на зрении детей. На ухудшение зрения у детей также влияет длительный просмотр телепередач дома. Очень важным является вопрос о просмотре телевизионных передач, так как нередко бесконтрольный длительный просмотр становится причиной расстройства некоторых зрительных функций. Не лишая детей просмотра телевизионных передач необходимо регулировать их частоту, длительность и создать благоприятные условия для просмотра:

  1. дети должны смотреть только специальные детские передачи
  2. длительность непрерывного просмотра не должна превышать 30 минут
  3. оптимальное расстояние от экрана должно быть 2-5,5м
  4. сидеть надо прямо перед экраном телевизора
  5. в комнате должно быть обычное естественное или искусственное освещение (свет не должен попадать в глаза)
  6. если ребёнок носит очки, он не должен их снимать

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Занимайтесь профилактикой, и вы не допустите зрительного утомления!

Гимнастика для глаз.

  1. Подойти к окну и посмотреть вдаль
  2. Полезно 1 минуту посидеть спокойно с закрытыми глазами, откинувшись на спинку стула
  3. В течение 1 минуты: поморгать глазами, а затем посидеть с закрытыми глазами
  4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
  5. Смотреть вдаль перед собой 2-3 сек., затем перевести взгляд на палец руки, который расположен посередине лица на расстоянии 25-30см. – смотреть 5 сек. Повторить несколько раз.
  6. Закрыть глаза – массировать веки чистыми руками круговыми движениями пальцев (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот). Повторять в течение 1 минуты.
  7. Вытянуть полусогнутую руку вперёд, следить за движением указательного пальца слева - направо и наоборот (голову не поворачивать, делать медленно).

Этот комплекс разработан профессором Э.С.Аветисовым. Желательно выполнять эти упражнения по несколько раз в день перед серьёзной зрительной работой и после неё.

Для профилактики близорукости как возможного последствия длительной зрительной нагрузки и замедления её прогрессирования хорошо использовать специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж.

    В работе по охране зрения так же можно использовать таблицу «Прыгающий взгляд». Упражнения с этой таблицей укрепляют наружную мускулатуру глаз, обеспечивающую свободный перевод взгляда с одной точки на другую. Детям предлагается проследить путь движения указки от точки А до точки В, не поворачивая головы. На конце каждой стрелки указка останавливается, и глаз отдыхает. Упражнение рекомендуется выполнять в течение двух минут. Для создания игровой мотивации на конец указки можно поместить бабочку (из бумаги) и прослеживать её «полёт от цветка к цветку».

 

Игры для развития бинокулярного, стереоскопического зрения:

  

Дыхательная гимнастика.

 

    От дыхания во многом зависят здоровье ребёнка, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость.

    Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межрёберными мышцами.

Цель дыхательной гимнастики:

-         Приучать детей к правильному дыханию

-         Укреплять дыхательную мускулатуру

-         Закаливание и оздоровление организма

-         Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (учить детей дышать через нос)

-         Насытить головной мозг кислородом (улучшение работоспособности)

-          Успокоить детей после физической нагрузки и восстановить организм

С детьми используется разные виды дыхательной гимнастики, но основными являются гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой и дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва.

Пальчиковая гимнастика.

 

    Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

    Значение гимнастики:

-         Развитие и совершенствование мелкой моторики рук, подготовка кисти руки к письму

-         Развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

-         Развивается межполушарное взаимодействие (при работе двумя руками), повышается работоспособность коры головного мозга, стимулируется развитие мышления и пространственных представлений

-         Вызывает у детей положительные эмоции

-         Способствует развитию речи и творческой активности

-         Развивает воображение

    Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

    

Психогимнастика.

  

    Психогимнастика – курс специальных занятий, упражнений, этюдов, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка с учётом влияния на различные типы индивидуальных особенностей двигательной сферы у детей, выявленных психологом Юлией Алексеевной совместно с педагогами.

    Цель проведения психогимнастики:

-         тренировка психомоторных функций, влияющих на коррекцию   психических процессов

-         снижение эмоционального напряжения

-         обучение детей выразительным движениям

-         коррекция эмоциональной сферы

-        обучение способам общения, способствующим коррекции настроения и поведения в коллективе сверстников и взрослых.

Самомассаж и точечный массаж.

 

    Значение:

-         Способствует расслаблению мышц и снятию нервно- эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки.

-         Является эффективным элементом закаливания.

-          Усиливает кровообращение и поднимает работоспособность мозга

Ходьба дозированная

Ходьба дозированная - дозированная физическая нагрузка в виде ходьбы, регламентированной по продолжительности, темпу, расстоянию и типу местности; используется как метод лечебной физкультуры, физической тренировки или функционального исследования.

Для увеличения двигательной активности детей в режим дня мы ввели проведение дозированной ходьбы, исходя из того, что ходьба является циклическим упражнением, во время которой тренируется выносливость - наиболее ценное оздоровительное качество; увеличиваются показатели жизненной ёмкости лёгких, укрепляется мышечный корсет и улучшается осанка. Ходьба проводится ежедневно вокруг детского сада.

Гимнастика для профилактики плоскостопия.

Ежедневно проводится корригирующая гимнастика стоп.

Ежедневно дети проходят по массажным дорожкам.

По желанию дети играют в игры для профилактики плоскостопия самостоятельно.

Совместно с воспитателем  

 

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Подвижные игры

  

Основные задачи подвижных игр:

  • укреплять здоровье играющих;
  • способствовать их правильному физическому развитию;
  • содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;
  • воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества;
  • прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.                                                                                                                                Репортаж подготовила воспитатель Рыбчинчук Т.С. 
 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 167 города Тюмени
625022, г. Тюмень, ул. Газовиков, 21
Телефон: 8 (3452) 47-75-34, тел./факс (3452) 47-75-33
Эл. почта:
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»