Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
Помимо физкультурных занятий, являющихся основной формой обучения физическим упражнениям, большое значение имеет физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия.
Занятия для ребёнка – труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, и сопряжён со значительными зрительными нагрузками. В этой связи особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, которые мы включаем в учебно-воспитательный процесс.
Физкультминутка.
ФИЗМИНУТКИ НАМ НУЖНЫ, ДЛЯ ДЕТЕЙ ОНИ ВАЖНЫ!
Физкультминутка не является обязательным режимным моментом, но опыт показал, что введение её в режим дня даёт положительные результаты.
Физкультминутки – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшение их самочувствия, повышение внимания, предупреждения нарушений осанки, т.е. на оздоровление организма детей.
Цель: переключить ребёнка с умственной деятельности на физическую, чтобы снизить его утомление и снять статическое напряжение.
Значение: упражнения игрового характера оказывают благоприятное влияние на организм детей: на общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Главное значение – это активный отдых.
Методические рекомендации:
- Легко возбудимым детям предлагать спокойные упражнения в среднем темпе.
- Для спокойного, медлительного ребенка пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему.
Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика – обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня.
Значение – снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребёнка к последующим нагрузкам; ребёнок получает заряд бодрости на целый день.
С зарядки начинается день, и зачастую от того, насколько чётко и организованно она прошла, зависит поведение ребёнка в течение всего дня.
Утренняя гимнастика проводится в холодное время года в спортивном зале, а в теплое – на улице. Проводится ежедневно перед завтраком в одно и то же время
Для зарядки необходимо наличие спортивной формы и спортивной обуви.
Утренняя гимнастика должна проводиться не только в детском саду, но и в семье. Чтобы зарядка прочно вошла в жизнь ребёнка, делайте её вместе с ним. Он будет чувствовать себя повзрослевшим, «совсем как мама или папа», и с чувством ответственности относиться к этому мероприятию.
Аэробика
Еженедельно по пятница проводится утренняя аэробика.
Систематические занятия аэробикой способствуют формированию координации движений, развивают у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом и легко управлять им в движении. Музыкальные ритмы, сопровождающие комплексы аэробики для дошкольников, способствуют созданию атмосферы эмоционального комфорта, эмоциональной отзывчивости, закрепощенности, самостоятельности и творческой активности малышей. Аэробика для дошкольников является и эффективным оздоровительным средством. Во время движений под музыку у детей регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, стимулируется память и внимание, нормализуются эмоционально-волевые процессы
Оздоровительно – профилактическая гимнастика.
(Бодрящая гимнастики или гимнастика после дневного сна).
Методические указания к проведению оздоровительной гимнастики:
- Проводится после дневного сна в групповой комнате на кроватях.
- Все упражнения в комплексах примерные. Можно изменять исходные положения, отдельные движения конечностями и туловищем, использовать мелкий инвентарь.
- Продолжительность гимнастики от 5-7 минут до 10-15 минут в зависимости от возраста.
- Оздоровительная гимнастика должна сочетаться с закаливающими процедурами (ходьба босиком по полу или специальным дорожкам).
Охрана зрения.
В связи с прогрессом, многие дети осваивают компьютер уже в дошкольном возрасте, и родители не ограничивают время их нахождения у мониторов, что, естественно, отражается на зрении детей. На ухудшение зрения у детей также влияет длительный просмотр телепередач дома. Очень важным является вопрос о просмотре телевизионных передач, так как нередко бесконтрольный длительный просмотр становится причиной расстройства некоторых зрительных функций. Не лишая детей просмотра телевизионных передач необходимо регулировать их частоту, длительность и создать благоприятные условия для просмотра:
- дети должны смотреть только специальные детские передачи
- длительность непрерывного просмотра не должна превышать 30 минут
- оптимальное расстояние от экрана должно быть 2-5,5м
- сидеть надо прямо перед экраном телевизора
- в комнате должно быть обычное естественное или искусственное освещение (свет не должен попадать в глаза)
- если ребёнок носит очки, он не должен их снимать
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Занимайтесь профилактикой, и вы не допустите зрительного утомления!
Гимнастика для глаз.
- Подойти к окну и посмотреть вдаль
- Полезно 1 минуту посидеть спокойно с закрытыми глазами, откинувшись на спинку стула
- В течение 1 минуты: поморгать глазами, а затем посидеть с закрытыми глазами
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
- Смотреть вдаль перед собой 2-3 сек., затем перевести взгляд на палец руки, который расположен посередине лица на расстоянии 25-30см. – смотреть 5 сек. Повторить несколько раз.
- Закрыть глаза – массировать веки чистыми руками круговыми движениями пальцев (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот). Повторять в течение 1 минуты.
- Вытянуть полусогнутую руку вперёд, следить за движением указательного пальца слева - направо и наоборот (голову не поворачивать, делать медленно).
Этот комплекс разработан профессором Э.С.Аветисовым. Желательно выполнять эти упражнения по несколько раз в день перед серьёзной зрительной работой и после неё.
Для профилактики близорукости как возможного последствия длительной зрительной нагрузки и замедления её прогрессирования хорошо использовать специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж.
В работе по охране зрения так же можно использовать таблицу «Прыгающий взгляд». Упражнения с этой таблицей укрепляют наружную мускулатуру глаз, обеспечивающую свободный перевод взгляда с одной точки на другую. Детям предлагается проследить путь движения указки от точки А до точки В, не поворачивая головы. На конце каждой стрелки указка останавливается, и глаз отдыхает. Упражнение рекомендуется выполнять в течение двух минут. Для создания игровой мотивации на конец указки можно поместить бабочку (из бумаги) и прослеживать её «полёт от цветка к цветку».
Игры для развития бинокулярного, стереоскопического зрения:
Дыхательная гимнастика.
От дыхания во многом зависят здоровье ребёнка, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость.
Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межрёберными мышцами.
Цель дыхательной гимнастики:
- Приучать детей к правильному дыханию
- Укреплять дыхательную мускулатуру
- Закаливание и оздоровление организма
- Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (учить детей дышать через нос)
- Насытить головной мозг кислородом (улучшение работоспособности)
- Успокоить детей после физической нагрузки и восстановить организм
С детьми используется разные виды дыхательной гимнастики, но основными являются гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой и дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва.
Пальчиковая гимнастика.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Значение гимнастики:
- Развитие и совершенствование мелкой моторики рук, подготовка кисти руки к письму
- Развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности
- Развивается межполушарное взаимодействие (при работе двумя руками), повышается работоспособность коры головного мозга, стимулируется развитие мышления и пространственных представлений
- Вызывает у детей положительные эмоции
- Способствует развитию речи и творческой активности
- Развивает воображение
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Психогимнастика.
Психогимнастика – курс специальных занятий, упражнений, этюдов, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка с учётом влияния на различные типы индивидуальных особенностей двигательной сферы у детей, выявленных психологом Юлией Алексеевной совместно с педагогами.
Цель проведения психогимнастики:
- тренировка психомоторных функций, влияющих на коррекцию психических процессов
- снижение эмоционального напряжения
- обучение детей выразительным движениям
- коррекция эмоциональной сферы
- обучение способам общения, способствующим коррекции настроения и поведения в коллективе сверстников и взрослых.
Самомассаж и точечный массаж.
Значение:
- Способствует расслаблению мышц и снятию нервно- эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки.
- Является эффективным элементом закаливания.
- Усиливает кровообращение и поднимает работоспособность мозга
Ходьба дозированная
Ходьба дозированная - дозированная физическая нагрузка в виде ходьбы, регламентированной по продолжительности, темпу, расстоянию и типу местности; используется как метод лечебной физкультуры, физической тренировки или функционального исследования.
Для увеличения двигательной активности детей в режим дня мы ввели проведение дозированной ходьбы, исходя из того, что ходьба является циклическим упражнением, во время которой тренируется выносливость - наиболее ценное оздоровительное качество; увеличиваются показатели жизненной ёмкости лёгких, укрепляется мышечный корсет и улучшается осанка. Ходьба проводится ежедневно вокруг детского сада.
Гимнастика для профилактики плоскостопия.
Ежедневно проводится корригирующая гимнастика стоп.
Ежедневно дети проходят по массажным дорожкам.
По желанию дети играют в игры для профилактики плоскостопия самостоятельно.
Совместно с воспитателем
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Подвижные игры
Основные задачи подвижных игр:
- укреплять здоровье играющих;
- способствовать их правильному физическому развитию;
- содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;
- воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества;
- прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми. Репортаж подготовила воспитатель Рыбчинчук Т.С.